Меню

Личный опыт. Регресс при аутизме и подвижная адаптация. Зависимость между навыками. «Потеря» навыка Болезнь Альцгеймера: симптомы легкой стадии

Культура питания

«Аутичное выгорание» - термин из сообщества аутистов, означающий внезапную утрату навыков из-за хронического напряжения

Регресс при аутизме, который иногда называют «аутичное выгорание», означает потерю навыков или механизмов саморегуляции. Регресс обозначает утрату конкретных навыков или способностей:

— Прогрессирующую потерю способности говорить.

— Снижение способности планировать и организовывать свои действия.

— Уменьшение объема памяти.

— Утрату навыков самообслуживания.

— Потерю социальных навыков.

— Снижение способности выносить сенсорную или социальную перегрузку.

Также так называют снижение общей способности справляться с жизненными проблемами или выполнять все необходимые ежедневные задачи.

В некоторых случаях речь идет о временной утрате навыков (периоде от нескольких недель до нескольких месяцев), после чего у человека восстанавливаются утраченные способности. В других случаях снижение навыков и механизмов саморегуляции продолжается годами. Оно может быть постоянным или почти постоянным, когда навыки восстанавливаются, но так и не достигают того же уровня, что и раньше.

Часто период аутичного регресса начинается во время или после полового созревания или во время перехода к взрослой жизни (поздний подростковый возраст или двадцать с небольшим лет). Средний возраст — это тоже распространенный возраст, когда аутичные люди переживают выгорание или регресс. Тем не менее, аутичный регресс может произойти в любом возрасте и часто ему предшествуют значительные перемены в жизни или период повышенного стресса.

Насколько верно говорить о регрессе?

Феномен потери навыков или механизмов саморегуляции — это реальность. Однако правильно ли описывать происходящее словом «регресс»? Это слово очень часто используется, особенно родителями или специалистами, для описания потери навыков или способностей аутичного ребенка, но сами аутичные люди редко его употребляют. Слово связано с негативными ассоциациями, которые могут быть вредны для человека.

Все усложняет несколько возможных значений слова регресс. Классическое фрейдовское определение, которое часто используют психологи, рассматривает регресс как защитный механизм, когда человек отказывается от своих стратегий саморегуляции и возвращается к поведению более ранней стадии развития. Это предполагает желательную утрату стратегий и способностей.

Более общее определение регресса — это переход к низшему или менее желательному состоянию в результате:

— прогрессирования заболевания (или)

— возвращения к раннему психическому состоянию (или)

— постепенной утраты навыков или функций в результате старения.

Первые два варианта — потеря навыков в результате болезни или возвращения к раннему психическому состоянию — это те формы регресса, которые чаще всего приписываются аутичным людям, особенно детям. Например, у ребенка часто были истерике в младенчестве, но в младших классах школы он явно справлялся лучше. Потом у него начинается половое созревание, и истерики обостряются с новой силой. Это описывают как регресс, ошибочно предполагая, что он возвращается к состоянию младенца.

То же самое можно сказать про маленького ребенка, который приучен к туалету, но неожиданно с ним начали случаться «оплошности», когда он пошел в начальную школу. Или про молодого человека, который совсем ни с кем не общается неделями после поступления в колледж. Можно посмотреть на этих людей и предположить, что они регрессировали к «раннему возрасту» или психическому состоянию.

Но действительно ли это происходит? Нет, не в буквальном смысле.

Важно не забывать, что восьмилетний ребенок, который не пользуется вовремя туалетом, остается восьмилетним. Тринадцатилетний с ежедневным истериками остается тринадцатилетним разумом и телом, даже если истерики напоминают те, что были у него в младенчестве. Хотя потеря текущих стратегий саморегуляции может напоминать стратегии (или их отсутствие) раннего периода развития, хронологический возраст от этого не меняется, и они могут восстановить или не восстановить способности, связанные с текущей стадией развития.

Так что подразумевать или объяснять это регрессом к ранней стадии будет неправильно.

Подвижная адаптация

Лучшая аналогия — это не регресс, а понятие о том, что требования жизни превысили ресурсы человека .

Представьте горячий летний день в городе. Все включают вентиляторы и кондиционеры для борьбы с полуденным зноем, превышая возможности электроснабжения в городе. Для того, чтобы справиться с нагрузкой, энергетическая компания может внедрить частичное затемнение — преднамеренное снижение энергоснабжения для каждого здания, либо серию затемнений, когда одни места получают энергию, а другие нет.

Аутичный мозг, похоже, работает таким же образом, когда сталкивается с чрезмерными требованиями ресурсов. В некоторые дни, недели или месяцы, когда требования жизни слишком велики, наш мозг решает провести частичное затемнение или серию затемнений. Некоторые навыки саморегуляции или способности временно отключаются или работают с пониженной эффективностью.

Однако такая утрата навыков — это не то же самое, что постоянный регресс, и не то же самое, что изначальное отсутствие этого навыка или стратегии. Способности большинства людей, включая способность справляться с повседневными делами, являются текучими на протяжении всей их жизни. Способности аутичных людей, похоже, являются особенно текучими — временами они внезапно проявляются, а в другие периоды так же внезапно исчезают.

Многие трудности, связанные с аутизмом, являются первазивными, что значит, что они сопровождают нас везде и всегда. Даже если они не очевидны все время, они все равно существуют, и они могут снова появиться, когда конкретная стратегия саморегуляции выключается, потому что мозгу нужно перераспределить ресурсы для более важной задачи.

Когда это происходит, ранее «исправленный» навык может снова «сломаться». На самом деле, ничего не исправлялось и не ломалось. Просто наши текучие стратегии саморегуляции нужно все время настраивать и балансировать. Если ребенок или взрослый редко переживает истерики, то это еще не значит, что больше истерик у него не будет. Если что-то в его жизни поменяется, например, начнется гормональный шторм полового созревания, то ему понадобится разработать новые стратегии саморегуляции. И пока такие стратегии не появятся, он может снова испытывать истерики в результате психической, эмоциональной или сенсорной перегрузки, связанной с изменениями.

Быть аутистом означает, что такая текучая адаптация продолжается всю вашу жизнь. Мы осваиваем что-то, развиваем стратегии саморегуляции, адаптируемся, и все в порядке. Жизнь меняется, и нам нужно дополнительное время, чтобы адаптироваться заново. Найти новую схему. Разобраться в новых правилах. Протестировать наши стратегии и понять, что работает. Тем временем, другие аспекты нашей жизни могут развалиться на части. Мы теряем навыки. Мы с трудом справляемся с тем, что раньше давалось нам легко, даже в самых предсказуемых условиях. Это не регресс на раннюю стадию развития, а процесс адаптации к новым трудностям, и это то, чем мы занимаемся на протяжении всей жизни.

Между навыками существует зависимость. Она различна и определяется действиями, входящими в навык. Зная английский и немецкий языки, гораздо легче овладеть французским.

Научившись управлять мотоциклом, легче овладеть управлением самолета. Имея навык игры в баскетбол, можно быстрее и легче научиться играть в волейбол. Человеку, умеющему делать гимнастические упражнения на параллельных брусьях и перекладине, легче научиться гимнастическим упражнениям на кольцах и т. д.

Такая зависимость между навыками, когда владение одним навыком способствует овладению другими, называется «переносом». Перенос наблюдается тогда, когда навыки сходны по типу, способы выполнения отдельных операций одинаковы. В основе переноса лежит прежде всего общая приспособленность человека к совершению тех действий, которые вырабатываются у него в процессе приобретения навыка. Так, перенос навыка гораздо значительнее при изучении родственных по общей структуре языков, например двух европейских, чем при изучении разных типов языков, например европейского языка и языка какого-нибудь африканского народа.

В ремесленном училище. Новая тема. Художник Г. Э. САТЕЛЬ
Сегодня - ученики, завтра - рабочие, инженеры…

Приобретение одного навыка не всегда способствует приобретению другого; наблюдается и отрицательное влияние старых навыков на усвоение новых.

Футболист, который некогда был волейболистом, во время футбольного состязания в критический момент игры непроизвольно отбивает мяч кулаком - и вот штрафной удар в ворота своей команды. Борец-специалист по вольной борьбе переключился на классическую борьбу и в разгар состязания непроизвольно дал подножку противнику; ему, конечно, засчитали поражение.

Изучая английский язык, учащийся непроизвольно употребляет слова французского языка. Здесь тоже имеется определенная зависимость между навыками, но это уже не перенос, а, наоборот, «смешение» навыков: в процесс выполнения или формирования одного навыка непроизвольно «вмешивается» другой.

Лучший способ предупредить смешение - как можно прочнее усваивать каждый навык в отдельности, а также усваивать их сознательно, резко и отчетливо противопоставляя друг другу.

«ПОТЕРЯ» НАВЫКА

Гимнаст, который особенно славился выполнением «солнца» (вращение на перекладине на вытянутых руках с вытянутым телом), однажды, упражняясь на перекладине, укрепленной во дворе неподалеку от забора, сорвался. Описав дугу в воздухе, он перелетел через забор и благополучно «приземлился» в соседнем садике. Хотя сильно испугавшийся гимнаст и не получил никаких ушибов и повреждений, он потерял навык, разучился делать «солнце». Несмотря на многократные попытки, ему больше не удавалось выполнить это упражнение.

Один хороший акробат навсегда потерял навык исполнения «сальто», после того как увидел гибель своего друга при неудачном исполнении этого номера.

В обоих этих случаях навык разрушился из-за психической травмы - ведь физической травмы не было. Сильное потрясение, в частности пережитый ужас, сильный испуг, - наиболее частая причина потери навыка. Навык иногда разрушается настолько, что не может осуществляться не только автоматизировано, но и произвольно. Нередко причиной разрушения навыка (особенно сложного) бывает переутомление, чаще - прекращение упражнений или длительный перерыв в них.

В результате длительных перерывов в упражнении чаще происходит не полная потеря навыка, а лишь уменьшение степени автоматизированности действия: те операции, которые совершались автоматизировано, почти без участия сознания, начинают выполняться лишь с его участием, произвольно. Такое ослабление навыка бывает и результатом психической травмы, например пережитого стыда, сильного смущения и т. д.

Девушка, ловко и грациозно танцевавшая среди близких, на вечере самодеятельности от смущения теряет способность двигаться «непроизвольно»: она начинает следить за каждым своим движением и танцует неловко, неуклюже, с трудом. Известны случаи, когда великолепно подготовленные гимнасты на соревнованиях «проваливали» упражнение, потому что от волнения переключались на сознательное выполнение каждого движения.

С потерей навыка можно бороться. Так, непосредственно вслед за переживанием, которое может стать причиной разрушения навыка, нужно снова повторить данное действие. Например, тонувший человек должен заставить себя сейчас же после того, как его спасли, войти в воду и поплавать.

Преодоление страха сразу вслед за неудачей в выполнении навыка обычно прекращает дальнейшее разрушающее действие пережитого потрясения на навык.

Чтобы не потерять сложный навык из-за перерыва в его выполнении, нужно систематически упражняться и не делать длительных перерывов.

Выработка навыков совершенно необходима человеку, иначе он не сможет удовлетворительно выполнять трудовые операции, овладевать новыми знаниями, быть спортсменом и т. д.

Невозможно управлять самолетом, не выработав соответствующих навыков. Нельзя хорошо работать на токарном станке, не овладев необходимыми навыками. Нельзя столярничать, не овладев навыками работы пилой, топором, рубанком и т. д. Выполнение всякой работы требует овладения специальными навыками, и чем сложнее профессия, тем более сложных навыков она требует.

Выдающийся спортсмен в совершенстве владеет рядом спортивных навыков и, несмотря на это, систематически упражняется в их выполнении. Выдающийся пианист также в совершенстве владеет навыками игры на фортепиано и тоже систематически упражняется и т. д.

Нужно помнить, что степень владения навыком, так же как и прочность его, больше всего зависит от систематических и настойчивых упражнений и стремления к непрерывному улучшению результатов.

Болезнь Альцгеймера – это заболевание головного мозга дегенеративного характера, проявляющееся в форме прогрессирующего снижения интеллекта. Болезнь Альцгеймера, симптомы которой некогда впервые были выделены Алоисом Альцгеймером, немецким психиатром, представляет собой одну из наиболее распространенных форм деменции (приобретенного слабоумия).

Общее описание

Поражает болезнь Альцгеймера людей вне зависимости от их социально-экономического статуса, национальности или иных факторов, им свойственных. Наиболее ранний возраст этого заболевания был зафиксирован у 28-летнего пациента, однако преимущественно болезнь Альцгеймера проявляется после 40 лет.

Несмотря на частую собственную неопознанность, болезнь Альцгеймера является четвертым в ряде смертельных заболеваний. Так, только по США показатели указывают на более 100 000 случаев смертности за год, произошедших, по всей видимости, именно из-за этого заболевания.

Учитывая то, что изначально заболевание описывалось под категорию лиц до 65 лет, у которых оно было отмечено, ранее его определяли как пресенильная . Также болезнь Альцгеймера ошибочно рассматривали в качестве проявления старения либо склероза сосудов мозга. В действительности же рассматриваемое нами заболевание провоцируется дегенерацией нейронов (нервных клеток), однако никак не поражением, актуальным для кровеносных сосудов.

Общая симптоматика заболевания позволяет выделить при рассмотрении ее многообразие. В частности болезнь Альцгеймера характеризуют симптомы в виде постепенного снижения внимания и памяти, помимо этого отмечаются нарушения в процессах мышления в комплексе со способностью к обучаемости.

Пациенты испытывают проблемы, связанные с временной и пространственной ориентацией, подбору слов сопутствуют значительные трудности, что сказывается, в свою очередь, на трудности в общении, а также способствует негативным личностным изменениям.

Постепенное прогрессирование симптомов деменции приводит к абсолютной утрате больным способности к обслуживанию себя, что, в конечном итоге, приводит к гибели. Длительность актуального процесса распада психики может продолжаться на протяжении нескольких лет, что приводит не только к страданиям самого больного, но и к страданиям его семьи и близких.

Риск возникновения этого заболевания возрастает при наличии следующих актуальных факторов:

  • возраст от 60 лет;
  • избыточный вес, ;
  • наличие в анамнезе больного травм головы;
  • наличие заболевания у ближайших родственников.

Дополнительно отметим, что болезнь Альцгеймера чаще отмечается среди женщин, чем среди мужчин.

Стадии болезни Альцгеймера

В различных источниках выделяется от трех до нескольких стадий заболевания, мы же выделим четыре, что также верно опишет его.

Для каждой из перечисленных ниже стадий характерным является наличие собственных особенностей, которыми располагает прогрессирующая картина актуальных нарушений функционального и когнитивного масштаба.

Предеменция

Изначально появляющиеся симптомы болезни Альцгеймера зачастую путают с принятыми проявлениями, указывающими в целом на старение, либо и вовсе с реакцией больного на стресс. Примечательно, что самые ранние проявления когнитивного порядка могут быть выявлены у некоторых больных за 8 лет до того, как будет установлен диагноз основного заболевания. Изначальные проявления симптоматики могут возникать в ходе выполнения тех или иных задач, повседневных для больного.

Самым заметным симптомом в этом случае становится расстройство памяти, которое проявляет себя в попытках человека вспомнить ранее заученные факты. Касается это и предпринимаемых больным попыток к усвоению информации, новой для него, которые завершаются, как можно понять, неудачей.

Отмечаются также и проблемы в ряде исполнительных функций, к которым относится планирование, сосредоточенность, абстрактное мышление. Не исключаются и проблемы с семантической памятью, то есть с памятью, связанной со значением слов и с взаимоотношением концепций.

Эта стадия также может сопровождаться апатией, выступающей в качестве наиболее устойчивого нейропсихологического симптома в ходе течения всего заболевания. Предклиническая стадия болезни Альцгеймера также нередко определяется в качестве «мягкого когнитивного нарушения», однако на счет этого пока все-таки ведутся споры относительно использования данного определения для указания первой степени этого заболевания или же применения его в качестве отдельной диагностической единицы.

Ранняя деменция

Память в этом случае прогрессирующе снижается наряду с агнозией, что приводит к тому, что диагноз рассматриваемого нами заболевания, рано или поздно, но подтверждается. Незначительное количество пациентов в этот период указывает не на расстройства памяти как на основные беспокоящие симптомы, а на речевые нарушения, на нарушения двигательные, на нарушение восприятия и на нарушение функций исполнительного порядка.

Заболевание различным образом проявляется по отношению к каждому из аспектов памяти. Так, например, в наименьшей степени подвергаются изменениям воспоминания, касающиеся собственной жизни больного (то есть память эпизодическая), а также факты, заученные им достаточно давно. Это же касается имплицитной памяти, то есть так называемой «памяти тела», при которой пациент неосознанно воспроизводит заученные действия (использование столовых приборов и пр.).

Для афазии характерным является оскудение словарного запаса в комплексе со снижением беглости речи, а это, в свою очередь, приводит к полному ослаблению способности словесного (как и письменного) выражения собственных мыслей.

Данная стадия заболевания характеризуется, как правило, возможностью больного к адекватному оперированию стандартными понятиями, используемыми в речевом общении. Что же касается письма, рисования, переодевания и других функций, в которых основное действие сопровождается присоединением тонкой моторики, то здесь уже могут наблюдаться проблемы планирования и координации движений, что выделяет некоторую неловкость в выполняемых действиях.

При постепенном прогрессировании заболевания человек может все также выполнять немало задач, делая это независимо, однако и без помощи ему также уже не обойтись (как минимум в виде присмотра) – касается это, прежде всего, манипуляций, предполагающих необходимость в когнитивных усилиях.

Деменция умеренная

Состояние постепенно ухудшается, на фоне чего постепенно снижается и способность к самостоятельной реализации тех или иных действий. Очевидными становятся речевые расстройства, потому как у больного теряется доступ к собственному словарному запасу, в результате чего происходит подбор неверных слов в замене слов, им забытых. Помимо этого происходит и утрата навыков письма/чтения.

Постепенно подвергается нарушениям координация движений со сложной их последовательностью, это, в свою очередь, лишает больного возможности адекватного выполнения большинства задач, требуемых в повседневной жизни.

Данный этап, опять же, сопровождается проблемами с памятью, которые, на этот раз, подвержены значительному усилению. В результате больной может даже потерять способность к узнаванию близких ему людей. До этого периода неподверженная ранее заболеванию долговременная память уже подвергается нарушениям, а отклонения, появляющиеся в поведении больного, становятся все более заметными.

Обычный характер приобретают такие проявления заболевания, как вечернее обострение и бродяжничество, больной становится более раздражительным, возникает эмоциональная лабильность, проявляющаяся в спонтанной агрессии и в плаче.

Порядка 30% больных сталкивается с синдромом ложной идентификации, а также с рядом симптомов бреда. Нередко развивается недержание мочи. Симптоматика больного приводит уже к стрессу у его родственников, что может быть устранено в некоторой степени посредством помещения пациента в стационар для соответствующего присмотра.

Тяжелая деменция

Это последняя стадия заболевания, при которой без помощи посторонних больной просто не в состоянии обходиться. Все навыки владения языком могут сократиться вплоть до использования в нем единичных фраз, а то и просто слов. Таким образом, происходит практически полная утрата речи.

Вербальные навыки у больных утрачиваются, однако это не определяет для них и утрату понимания обращения к ним, эмоций в их адрес. Данный этап все также может сопровождаться проявлениями агрессии, однако чаще всего превалирующими состояниями становятся апатия в комплексе с истощением. С определенного момента в этом состоянии теряется возможность осуществления даже элементарных действий без оказания посторонней помощи. Происходит также потеря мышечной массы, передвижение осуществляется со значительными усилиями. С течением времени больной не передвигается дальше кровати, чуть позже он перестает и сам питаться.

Наступлению смерти сопутствуют, как правило, сторонние факторы в виде или пролежневой язвы, но не по вине непосредственно болезни Альцгеймера. Ниже мы рассмотрим чуть более предметно актуальные проявления заболевания.

Болезнь Альцгеймера: симптомы легкой стадии

Легкая стадия заболевания определяет следующие общие его симптомы:

  • Потеря интереса к жизни, утрата недавней памяти. Невозможность ведения адекватных рассуждений о деньгах.
  • Появление трудностей в освоении чего-либо нового, а также в создании и сохранении новых воспоминаний.
  • Появление проблем, связанных с речью. Так, во фразе могут быть использованы слова, схожие в звучании, однако отличающиеся по смысловому содержанию. Учитывая это, больной, осознавая свое положение и во избежание за счет этого ошибок, может перестать разговаривать.
  • Теряется возможность продолжительной концентрации внимания, больной утрачивает способность к посещению уже знакомых мест. Происходит активное и агрессивное сопротивление новым вещам и изменениям в целом.
  • Возникает проблема в организации и в логическом мышлении. Происходит частое задавание вопросов (повторное).
  • Больной уходит «в себя», происходит утрачивание интереса, возникает раздражительность и нехарактерная для него сердитость при ощущении усталости. Принятие решений происходит с серьезными затруднениями.
  • Больной забывает оплачивать что-либо или, наоборот, платит слишком много. Часто больной забывает поесть, или, наоборот, есть он может постоянно.
  • Часто теряются вещи, также больной часто их складывает не на нужном месте.

Болезнь Альцгеймера: симптомы средней стадии

Для средней стадии заболевания актуальны следующие проявления:

  • Изменения, возникающие в поведении и гигиене, приобретают более примечательный характер. Это же касается особенностей сна.
  • Больной путает личности (то есть, жену может воспринимать как незнакомку, сына – как брата и т.д.).
  • Актуальность приобретают проблемы, связанные с безопасностью. Как уже было отмечено ранее, больной может бродяжничать, блуждать где-либо, легко травится, падает и пр.
  • Возникают проблемы с узнаванием людей, вещей. Могут использоваться вещи, принадлежащие другим.
  • Человек постоянно повторяет одни и те же истории, движения, слова и пр.
  • Больной теряет способность к должной организации собственных мыслей, ему не удается отслеживать логическую цепочку тех или иных пояснений.
  • Больной может постоянно читать, однако при этом не иметь возможности формулирования правильного ответа на поставленные в письменном виде вопросы.
  • Возможно неуместное поведение (угрозы, проклятия, чрезмерное волнение и т.д.).
  • Возможны обвинения членов семьи в краже вещей, часто больные становятся неаккуратными.
  • Могут возникать ситуации с потерей ориентации во времени. Так, больной может проснуться ночью и начать собираться на работу.
  • Возможны состояния, при которых больной думает, что зеркальное изображение его преследует или что в жизни повторяется сюжет кинофильма.
  • Требуется помощь в походе в туалет, в душ.
  • Больной использует одежду, не соответствующую погоде.
  • Может также отмечаться несоответствие в сексуальном поведении, при котором другой человек воспринимается как супруг.

Болезнь Альцгеймера: симптомы тяжелой стадии

  • Больной полностью отстраняется от окружения, семьи, хотя без посторонней помощи обходиться просто не может.
  • Отмечается молчаливость или, наоборот, «тарабарщина» в разговорах, бывает и так, что человека крайне трудно понять.
  • Происходит потеря контроля над процессами испражнения.
  • Больной худеет, его кожа трескается.
  • Нередки падения, подверженность инфекциям.
  • Значительную часть времени человек проводит в постели и во сне в частности.

В целом после установления диагноза больные проживают порядка не более 7 лет.

Диагностирование заболевания

Установление диагноза требует, прежде всего, исключения других болезней, сопровождающихся сходными симптомами. К такого рода болезням относятся , заболевания щитовидной железы, и пр. В частности для определения конкретно болезни Альцгеймера применяются следующие методы:

  • КТ и ЯМР (компьютерная томография в комплексе с ядерно-магнитным резонансом). За счет проведения данных процедур появляется возможность определения состояния мозга, а также исключения вышеперечисленных заболеваний.
  • , . Определяют наличие/отсутствие гормональных расстройств, заболеваний крови, инфекций и пр.

Лечение

На сегодняшний день лечение болезни Альцгеймера является невозможным по причине ее неизлечимости. Однако существует ряд препаратов, использование которых дает возможность замедлить его прогрессирующее течение, а также ослабить/устранить актуальную симптоматику. К таким препаратам относятся лекарства для улучшения мыслительных способностей и памяти, а также лекарства, ориентированные на устранение тревоги и депрессии.

Дополнительно, конечно, следует отметить важность ухода за такими больными, потому как он им попросту необходим.

Появление симптомов, указывающих на возможное наличие у человека болезни Альцгеймера, требует обращения к неврологу и психиатру.

Некоторое время назад вдруг обнаружила, что после 2х летнего сидения дома с малышкой, а периодами и с обоими своими детками, сейчас, когда появилась возможность хоть и изредка выходить/оставаться без них, у меня оказались утеряны некоторые жизненный навыки, которые мне, видимо, придется восстанавливать))

Например:

  • Я разучилась ходить по магазинам. На шоппинг. Обилие магазинчиков с огромным количеством одежды и обуви в них меня приводит в ужас!
  • Я плохо сплю без ребенка под боком.
  • Я практически разучилась ходить на каблуках
  • Я разучилась носить юбки… Хотя летом я носила длинную многоярусную юбку в пол. Но вот если под юбку надо одевать колготки и каблучки-сразу впадаю в анабиоз.
  • Я разучилась кокетничать с мужем. Да и, вероятно, не только с мужем. Просто больше то и вообще не с кем)))
  • У меня утерян навык ежеутреннего макияжа. Зато появился навык выхода из дома совсем без него. Раньше это было невозможно!
  • У меня утерян навык прогулок без колясок, санок, и вообще детей. Если я вдруг оказалась одна на улице, то я все время пугаюсь, что потеряла все: и коляску, и санки, и велосипеды, и самокат, и конечно детей.

В общем, мне предстоит период реабилитации! А как у вас обстоят дела?

Есть такое выражение: «Это как езда на велосипеде!», которое означает:
— Навык, который никогда не забывается, если вы освоили его однажды.
(Викисловарь)

Почему это выражение существует? Думаю, потому что у нейротипичных людей многие навыки работают именно таким образом. Если вы чему-то научились один раз, то вам уже никогда не придется учиться этому еще раз, верно? Или, возможно, вам надо просто освежить кое-какие практические умения, после чего навык вернется к вам быстро и легко.

Несколько раз у меня срабатывал этот второй вариант, но, чаще всего, полное восстановление навыка не похоже на езду на велосипеде. Я знаю, что такой опыт есть не только у меня. Я вижу, как подобное происходит у моего аутичного сына, и я слышала, что подобное случается и у других аутичных людей.

Очень многие навыки были мною утеряны и восстановлены заново. Когда я говорю, что они были утеряны, я в буквальном смысле имею в виду то, что я их потеряла, они полностью ушли, и мне пришлось заново их осваивать. В этом году у меня часто происходило подобное. Мои навыки исчезали. Вот несколько примеров того, чему мне пришлось учиться заново:

Отмечено ,


(Описание изображения: Красные, искаженные от стресса мультяшные рожицы на черном фоне)

Мне нравится говорить о стрессе и о том, как я научилась им управлять. Прежде всего, надо убедиться, что мы одинаково понимаем слово «стресс». Мне кажется, общество, чаще всего, представляет стресс как нечто исключительно негативное. Я воспринимаю его иначе. Я рассматриваю стресс как нечто, вызывающее чувство напряженности или усталости, которые, в свою очередь, заставляют человека чувствовать себя перегруженным. Некоторые вещи, которые могут вызвать стресс, являются неизбежными, в то время как другие мы, по собственному желанию, можем избежать. Иногда стресс вызывают негативные явления, а иногда – позитивные.

Несколько примеров того, что я считаю негативным стрессом (но это далеко не полный список):

— Столкновение с эйблизмом окружающих, который может препятствовать успеху в самоадвокации.
— Взаимодействие с фанатичными людьми или с людьми, чьи взгляды являются дискриминационными, с грубыми и невнимательными людьми.
— Попытки приспособиться к среде, которая, из-за наших сенсорных особенностей, является недоступной или враждебной для моей семьи.
— Физические болезни, травмы и боль.
Несколько примеров того, что я считаю позитивным стрессом (список тоже неполон):

— Нахождение в небольшом кругу друзей или среди членов семьи.
— Садоводство.
— Занятия или состязания по карате.
— Активизм.

Разница между этими двумя категориями заключается в том, что я от них могу получить. Негативный стресс меня только выматывает и забирает больше, чем дает. Позитивный стресс, в каком-то смысле, может меня выматывать, но польза от этих занятий компенсирует сам стресс.

Отмечено ,

Я работаю не так, как другие. Иногда я полна энергии, я делаю все настолько быстро, что другие остаются позади. Кажется, я могу щелкнуть пальцем, и все будет готово.

Иногда у меня совсем нет сил. Я ничего не могу делать несколько дней или даже недель. Просто смотрю на деревья. Слушаю птиц. Много гуляю. Срываю дедлайны.

Это хорошо. Оба варианта для меня естественны.

Я не всегда воспринимала это как нечто хорошее.

Я явно не чувствовала себя «хорошо», когда я должна была работать по восемь часов в офисе, с понедельника по пятницу. Когда у меня был подъем сил, все было просто замечательно, но мне пришлось бросить работу, как только у меня снова иссякла энергия.

Отмечено ,