Меню

Как научить ребенка читать: наш опыт. Как приучить ребенка к чтению: советы психолога Покажите, что удивительного в книгах

Удобрение растений

Темп современной жизни ускоряется, и в этом бешеном ритме не остается времени на самое простое, но такое важное занятие – чтение. Сегодня все сложнее найти читающего по своей воле школьника, читающего с интересом и взахлеб, как его родители когда-то. Еще несколько десятков лет назад книги были единственным источником информации – люди читали их в поисках развлечения, образования, в поисках нужных данных и даже смысла жизни. Что же произошло сегодня? Почему дети перестали интересоваться книгами? В данной статье поговорим об этой глобальной проблеме – причинах ее развития и способах решения.

Почему дети перестали читать

Многие взрослые помнят свое детство – как их родители запрещали им читать, ограничивали время, проведенное за книгой, чтобы сохранить здоровье глаз. Но мы все равно читали – везде и всегда, с фонариком под одеялом, за углом двери, чтобы не увидела мама. Что же сегодня? Дети не увлекаются чтением, книга для них – это наказание за какой-то проступок. Почему же ситуация в корне изменилась?

  1. Цифровая реальность. Первая и самая главная причина того, что дети перестали читать книги – это другой способ восприятия. Зачем ребенку читать, напрягать свое воображение и фантазию, если телевидение и компьютеры могут воспроизвести эту реальность за него? Дети сегодня получают намного больше информации, чем мы когда-то в их возрасте. Просто информация приходит им в другом виде – через компьютеры, планшеты, телевидение.
  2. Яблоко от яблони. Иногда дети не читают, просто потому, что в их окружении нет человека с книгой. Если малыш живет с родителями, у которых нет привычки посидеть вечером за любимым детективом или романом, ребенок просто не знает, что есть книги и они могут приносить удовольствие.
  3. Странные слова. Иногда ребенок отказывается читать, если в тексте много непонятных, а зачастую устаревших слов. И это встречается, буквально с самого детства. Ну как же может быть ребенку интересен зайка со своей «лубяной» избушкой, если малыш и слова-то такого не знает. Не говоря уже о более серьезных выражениях.
  4. Книги не по возрасту. Иногда родители стараются вырастить из малышей вундеркиндов, преподнося им все более сложные книги. Однако дошкольнику не понять переживаний графа Монте Кристо, он просто не поймет о чем книга, но до поры, до времени. В каждом возрасте должны быть свои книги, которые увлекают читателя.
  5. Осуждение сверстников. Всем известно, как дети могут быть жестоки и коварны. И, увидев однажды сверстника за книгой, его могут обвинить в излишней примерности, назвать «ботаном». Ребенок, стараясь скрыть этот «недостаток», постепенно отказывается от книги, предпочитая принимать информацию из других источников.
  6. Принуждение. Очень часто нелюбовь к книгам рождают сами родители, когда приравнивают чтение к наказанию. То есть, они говорят – «Разбил вазу? Теперь сиди в своей комнате и читай 20 страниц текста». Раз за разом ребенок учится воспринимать чтение как что-то плохое, неинтересное, вынужденное. И в этом виноваты сами родители.

В каком возрасте нужно прививать ребенку любовь к чтению? Как правило, интерес к книгам у детей просыпается в 8-10 лет, когда малыш начинает самостоятельно бегло читать, осознавая действие, происходящее на бумажных страницах. Однако прививать любовь к чтению и уважение к книге нужно с детства, не позволяя малышу рвать страницы, рисовать на картинках. Но для чего современным детям нужно чтение?

Польза от чтения книг

Многие современные подростки утверждают, что книги – это прошлый век. Зачем мучиться и читать, когда любую информацию быстро и доступно можно найти в интернете. Однако книга – это не только источник информации, а чтение – не только умение складывать буквы в слова. Книга – это нечто большее. Если ребенок приучится читать хоты бы несколько страниц в день, он со временем станет лучше излагать свои мысли, научится преподносить информацию грамотно – как устно, так и письменно. Читающие дети гораздо лучше справляются с творческими заданиями в школе и с легкостью пишут сочинения. Многие люди лучше воспринимают информацию визуально, поэтому чтение – это прекрасный способ выучиться грамотности.

Но важнее всего то, что книга способствует формированию личности, учит нравственности, находит ответы на многие вопросы. Из классики ребенок черпает правильное отношение к жизни, учится отличать добро от зла, уважать старших, защищать младших. Ребенок понимает, что зло непременно наказывается, что жить нужно по справедливости. Чтение книг – это отличное развлечение, безопасный способ хорошо и с пользой провести время. Но как донести все это до ребенка? Как пробудить в нем любовь к книге?

Ни в коем случае не заставляйте ребенка читать. Не наказывайте его книгой. С самого детства малыш должен понимать, что чтение – это удовольствие, а не наказание. Ни в коем случае не заставляйте ребенка читать в ответ на какой-то его проступок. Наоборот, скажите малышу, что сегодня он большой молодец, за то, что помог бабушке и в награду вы прочитаете вместе (или подарите ему) красочную и интересную книгу. Отношение ко многим жизненным позициям закладываются у ребенка с детства. И как вы отнесетесь к книге, так же и ребенок будет относиться к ней на протяжении своей жизни.

  1. Потрогайте книгу! Покажите ребенку преимущества бумажной книги перед цифровыми носителями. Книгу можно потрогать, пролистать ее страницы, почувствовать шероховатость бумаги, насладиться ароматом свежей печатной краски. Именно это заставляет людей все еще читать бумажные книги. Маленьким детям можно купить интересные бумажные книжки с объемными картинками, которые предстают на странице при ее открывании. Очень много тактильных книг с различными неровностями и деталями. Приучите ребенка трогать страницы – это важно.
  2. Подбирайте книги. Всего одна неудачная книга может привести к тому, что ребенок откажется читать из-за скуки. Очень важно выбрать книгу по возрасту, интересам и предпочтениям ребенка. Например, детям младшего школьного возраста можно предложить приключения Незнайки, а тем, что постарше – приключения Тома Сойера. Если ребенок интересуется компьютерными играми, учтите это – в современном издательстве полно книг и про компьютерных героев. Важно выбрать то, что заинтересует ребенка.
  3. Читайте сами. К сожалению, ребенка трудно заставить что-то делать, если вы сами этого не делаете. Если мама и папа будут проводить свободное время за книгой, рассказывать друг другу прочитанное, восторгаться героями и увлекательно проводить время именно так, малыш заразится. Он поймет, что книга – это окно в мир, который можно исследовать, не слезая с дивана. Глупо надеяться на чтение ребенка, если вы сами целый вечер проводите перед экраном телевизора.
  4. Держите дома книги. Современные дома обустраиваются так, что в них не находится места для пыльных, громоздких и объемных книг, особенно, если все то же самое можно найти в электронном виде. Если вы хотите вырастить читающего ребенка, нужно иметь в доме книжный шкаф, или хотя бы полку, где ребенок бы мог поковыряться. Относитесь к книгам с уважением – не позволяйте с ними играть маленьким детям, объясните ребенку, что книгу нельзя рвать, нельзя рисовать на ней.
  5. Развивайте воображение. Вы можете мотивировать ребенка к развитию воображения различными выдуманными историями, байками. Сочиняйте небылицы и сказки вместе, позвольте ребенку открыть в себе творческое мышление. При хорошем воображении читать будет легче – образы будут легко складываться, чтение будет интересным.
  6. Учите стихи. Стих – это та малая доза информации, которую ребенок может освоить, понять и преподнести самостоятельно. Стихи развивают память, пробуждают любовь к слогу.
  7. Диафильмы. Заставить читать маленького привереду помогут старые диафильмы. Прокручивая пленку, малыш заинтересуется происходящим на картинке и непременно захочет понять, что происходит в сюжете. Для этого ему придется прочитать комментарий снизу картинки.
  8. Разыгрывайте спектакли. Для детей дошкольного возраста очень интересен сам сюжет, поставленные диалоги, переживания, действия. Поэтому, для заинтересованности можно делать с ребенком маленькие спектакли и читать по ролям. Кстати, это можно делать еще до того, как малыш научится читать.
  9. Выбирайте время. Современные дети имеют гораздо большую нагрузку, нежели их родители в аналогичном возрасте. Сегодня практически все школьники имеют дополнительные занятия – спортивные секции, языковые курсы, творческие кружки. Не заставляйте читать пришедшего домой уставшего ребенка. Выбирайте для общения с книгой свободное время, чтобы малыш был отдохнувшим, заинтересованным и в хорошем настроении. Только при этих условиях можно привить ребенку любовь к чтению.
  10. Совместное чтение. Выберите увлекательную книгу и читайте ее вместе с ребенком, можно перед сном. В очередной раз остановитесь на самом интересном моменте и скажите, что продолжение прочитаете завтра. Нетерпение малыша может привести к тому, что он сам примется узнавать окончание истории.

Чтение – очень важный этап в жизни ребенка. Как вы учили малыша держать ложку, ходить на горшок, переодеваться – с той же важностью и терпением нужно привить ребенку любовь к книге и процессу чтения. Однако не будьте столь категоричны — меняется время, меняются и дети.

Так ли важно чтение в современном мире

Недовольство молодежью было во все времена. Всегда проблема отцов и детей была актуальна. Детьми очень часто были недовольны, ведь они менялись и не походили на своих родителей. Современное поколение – не исключение. Нам кажется, что наши дети сидят в компьютерах и ничем полезным не занимаются. Но течение современной жизни заставляет меняться и смотреть на жизнь по-новому. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался, не заставляйте его обязательно читать бумажные книги. Современные гаджеты позволяют в считанные минуты найти нужную информацию в электронном формате. Позвольте ребенку читать так, как он этого хочет. Не нужно заставлять свое чадо осиливать Войну и Мир – у него могут быть другие герои и другие книги, не менее интересные, кстати. А чтобы следить за увлечениями ребенка и не допустить его вседозволенности в сети, нужно идти в ногу со временем и осваивать интернет и компьютеры.

Книга – это возможность поговорить с человеком из прошлого, пережить его жизнь, прочувствовать его мысли. Книга – это настоящий друг, который всегда ждет, никогда не осудит и не обидится за долгое отсутствие. Это погружение в иной мир, который кажется реальностью. Любите и читайте книги, в них много полезного и интересного. А ребенок непременно станет вашим отражением.

Видео: что сделать, чтобы ребенок полюбил чтение

Вас беспокоит, что ваш ребенок не любит читать, зато часами сидит за компьютерными играми или гипнотизирует телевизор? Естественно, как сознательного и любящего родителя, который хочет, чтобы его отпрыск рос всесторонне развитым и многогранным, вас это беспокоит! Но как же сделать так, чтобы ваше желание привить любовь к литературе реализовалось в вашем чаде?

Вспомните себя в его (ее) возрасте. Дети, они ведь во все времена дети, а ваш ребенок – это уменьшенная копия вас самих, только модифицированная – адаптированная под мир новых технологий.

В то время как вы бегали по двору с друзьями, играя в «казаки-разбойники», нынешние дети предпочитают бегать пассивно – сидя за компьютером и с не меньшим увлечением играют в «Дум», «Сталкер» и т. д.

Вот именно из этой ситуации мы можем извлечь большую пользу, как бы странно это ни звучало! Как правило, родители начинают беспокоиться о нечитабельности своих чад, когда тем исполняется около 12-13 лет – самый противоречивый возраст. Подросток начинает всеми силами сопротивляться идеям родителей и считает, что они, как элемент безнадежно отсталый в своем прошлом, не могут привнести в их жизнь ничего стоящего, да и вообще: «Ты ничего не понимаешь, сейчас все по-другому!». А ведь вы тоже когда-то говорили так своим родителям. Вспомнили? Значит, поведение вашего ребенка не должно вам казаться недопустимым, и, сохраняя спокойствие и присутствие духа, приступаем к делу.

1. Самое первое и очень важное правило – никогда не заставляйте ребенка читать насильно! Не кричите и не упрекайте его.

2. Никогда не ставьте ему в пример его читающих друзей, а особенно не друзей – это только укрепит в нем сопротивление!

3. Если ваш ребенок увлекается компьютерной игрой «Сталкер» (а очень мало кто из мальчиков остается равнодушным к этой популярной игре), купите книгу по мотивам этой игры. Нет, нет, нет – не кривитесь сразу! Может, это художественное произведение и не соответствует вашему вкусу и представлению о высококультурном развитии вашего ребенка, но ведь мы только начинаем (надо же с чего-то начинать), и это всего лишь один из вариантов, и далеко не самый худший. Ну вот – книга уже есть. Что дальше? А дальше… нет, не угадали! Не ребенок, а вы начинаете ее читать. Да, да, да! Именно вы! Знаю, что не ваш формат. Знаю, что не по вкусу. А как вы хотели? Легких путей не бывает!

4. Во время чтения старайтесь попадаться с книгой на глаза потенциальному читателю, чтобы он видел название книги – это вызовет в нем естественный интерес и поселит внутри него мысль о том, что вы не совсем отстали от жизни, и что с вами, возможно, есть о чем поговорить, помимо заданных уроков и опять рваных джинсов. На вопрос: «Че эт ты вдруг «Сталкера» читаешь?», можно ответить, что это сейчас очень популярно, вот вас и потянуло «быть в теме». Прочитав пару глав, можно ненавязчиво поинтересоваться у отпрыска: «А в игре тоже есть такой персонаж?», «А что такое артефакт «душа»?». Уверяю, что вам с готовностью дадут развернутый ответ во всех подробностях! Зачитывайте вслух некоторые понравившиеся коротенькие отрывки и уточняйте, есть ли в игре такая сцена. Такой сцены там не будет, и вам выпадает шанс бросить в благодатную почву зерно любопытства, сказав: «Ну, естественно – в игру ж невозможно поместить все. Игра – это только один из вариантов истории, а историй разных много. Все не уместить», и снова погрузитесь в чтение.

5. Прочитав книгу, прокомментируйте свои впечатления и оставьте на видном месте – пусть мелькает перед глазами ребенка, стимулируя интерес!

6. Скорее всего, одной книгой вы не отделаетесь, и вам придется купить и прочитать еще вторую, третью, четвертую. Помним, воспитание – это работа, которую нужно выполнять добросовестно, если хотим получить в старости стакан воды.

7. Пример со «Сталкером», скорее, относится к родителям мальчиков, но есть и более универсальные книги, такие как «Гарри Поттер», «Властелин колец». Сценарий тот же: читаем сами, зачитываем интересные моменты вслух, восхищаемся прочитанным, делимся впечатлениями с ребенком. Зачитывать желательно те моменты, которых нет в фильме – это побудит желание узнать остальные пропущенные события.

8. Желательно не покупать издание, где все тома включены в одну книгу. Таким количеством страниц можно смутить даже бывалого книголюба. Покупайте книги отдельными томами, и только когда ваш ребенок прочитает одну книгу, доставайте следующую. Перед покупкой стоит узнать, какой вариант перевода считается наиболее удачным. Тут и объяснять излишне – чем удачнее перевод, тем интереснее читать.

9. Можно устраивать литературные вечера. Предложите ребенку читать вслух по очереди. Расположитесь поуютнее, возьмите с собой лакомство и приступайте к чтению. Начинайте первым вы, а ваше чадо пусть пока послушает, проникнется – это поселит в его душе чувство уюта, покоя, интереса и, что немаловажно – поможет наладить ваши отношения. Прочитав несколько глав (страниц), передайте книгу ребенку, и когда тот начнет неуверенно и робко, запинаясь, читать, вы будете внимательно слушать, а лицо ваше будет излучать заинтересованность. Не следует слишком напрягать начинающего книголюба. Если заметили, что ребенок устал, предложите свою очередь продолжить дальше. Если есть возможность, подключите к процессу как можно больше членов вашей семьи.

10. Помните, что предложенные книги – это просто варианты. Вы лучше знаете своих кровинушек и можете подстраиваться под их вкусы и пристрастия.

11. Когда первые, робкие шаги уже сделаны, и ваш ребенок больше не шарахается от вида книг, на его счету уже есть пара прочитанных, можете приступать к воспитанию у него литературного вкуса. Поскольку у вас уже сложились более-менее тесные отношения, можете ненавязчиво подвести его к мысли о том, что помимо фэнтези есть и другая, не менее интересная, литература.

12. Читаете «правильную» книгу, привлеките внимание ребенка – зачитывайте цитаты вслух, высказывая свои впечатления и мысли, приводите примеры из жизни, на которые натолкнула вас эта цитата, ваша задача – заинтересовать.

14. Не ждите быстрых результатов. Не злитесь, если ваши усилия оправдываются не сразу. Помните – капля камень точит.

15. Никогда не теряйте терпения, не заставляйте, действуйте аккуратно, постепенно, иначе рискуете потерять то доверие и расположение, которое вам уже удалось завоевать.

16. Когда ваш ребенок сам попросит вас порекомендовать ему какую-то книгу или сделает самостоятельный выбор, вот тогда можете праздновать победу, пить шампанское, трубить в горн, запускать салюты, бить в барабаны! Только все это внутри себя. Не стоит давать понять, что все это ваша заслуга. Пускай новообращенный книголюб гордится собственным успехом, а не вашим! Помните, что процесс этот длительный. Чаще всего он занимает не дни, не недели, и даже не месяцы. Если после всех ваших усилий ваше чадо прочтет хотя бы одну книгу за год, считайте, что лед тронулся, господа присяжные! Удачи вам, терпения, самообладания!

P. S. Все эти рекомендации – не просто набор слов и предложений. Все это было применено лично мною на практике и дало свои результаты. Когда моему сыну было лет 11, меня серьезно обеспокоила его абсолютная нелюбовь к чтению, в то время как я сама выросла в читающей семье. Шаг за шагом я прошла через все то, что изложила выше. Сейчас моему сыну 19 лет, он читает много серьезных книг и получает лингвистическое образование. Многие книги он читает по моей рекомендации, что позволяет нам делиться впечатлениями и мнениями о прочитанном. Теперь он сам зачитывает мне особенно понравившиеся отрывки из книг и дает им свою оценку.

Не секрет, что подавляющее большинство современных детей читать книги не любят. Да и те, кто все-таки что-то читает, делают это намного реже, чем их сверстники всего лишь пару десятков лет назад. Даже произведения из школьной программы можно зачастую найти в сокращении, чем наши отпрыски с удовольствием пользуются, вызывая бурю справедливого негодования у учителей.

Этот безрадостный факт немало расстраивает и родителей. При этом поистине героические попытки старшего поколения приобщить ребенка к чтению оказываются тщетными. Однако, не стоит опускать руки, ибо все-таки у психологов в запасе есть некоторые приемы, которые помогут вам приучить ребенка читать.

Во-первых, нельзя забывать, что все детеныши (не только представителей живой природы, но и человеческие) копируют взрослых. Из этого делаем логический вывод, что если взрослые члены семьи сами читают, то это уже половина дела.

Во вторых, важно правильно подать ребенку саму мысль, зачем вообще нужно читать книги. Любой (ну или почти) человек охотнее делает нечто, когда четко знает, какую он из этого получит пользу… или выгоду. То есть, если вы ярко и конкретно сможете объяснить сыну или дочке как изменится их жизнь после того, как они подружатся с книжкой, дело пойдет намного лучше.

Расскажите, что интересных книг намного больше, чем фильмов, а потому ему никогда не придется скучать. Поделитесь своим опытом, как хорошая книга спасала вас от плохого настроения. расскажите, что он всегда будет знать больше, чем его не читающие друзья. Что его речь будет богаче и его будут уважать сверстники, а это важно не только среди подростков, но и во взрослой жизни. В общем, объясните все преимущества как можно красочней и с примерами.

Ни в коем случае нельзя силком заставлять малыша или подростка читать: «Пока не прочитаешь, из-за стола не встанешь».

Кстати, посмотрите на фото к этой статье. У меня были такие же проблемы с внуком. Мальчишки вообще больше предпочитают активные игры. Но однажды он познакомился с девочкой на пляже и начал читать ей вслух…. Скажем прямо — решил повыпендриваться, блеснуть интеллектом. Зато сейчас от книг его за уши не оторвешь, хотя и в компьютерные игры он тоже играет. Но без фанатизма!

Если родители вспомнят себя в детстве, то заметят, что особенно им хотелось прочитать те книги, которые казались недоступными. Таким же образом нужно поступать и со своим ребенком: например, рассказать о какой-либо жизненной ситуации и упомянуть, что о ней хорошо написано в такой-то книге, однако, прочитать её можно будет в более старшем возрасте.

Некоторые психологи старой закалки советуют просто оставлять на виду те книги, которые могут оказаться интересными, либо близкими по интересам ребенку. Когда-то это, возможно, и было эффективным, но не сегодня, когда вокруг так много виртуальных развлечений. Сегодня есть другой, хорошо работающий способ.

Простой рецепт, как приучить ребенка читать

Найдите интересную детскую книгу в двух форматах: бумажном, и аудио. Прослушайте аудио полностью, или хотя бы треть. Выберите фрагмент длительностью около 10-20 минут (желательно в начале), и найдите в нем самое интересное место. На этом месте надо будет прервать воспроизведение. Просто запомните, с какой минуты надо включить запись, и на какой минуте ее оборвать.

Затем найдите это место в бумажной книжке. Дайте в руки ребенку книгу, пусть смотрит картинки, а сами включите аудио. Обрыв на самом интересном месте вызовет у любого человека естественное любопытство: «А что дальше?!» Почитайте несколько минут вместе с ребенком, а потом отойдите, сославшись на дела.

Еще лучше будет, если вместо аудио книги вы будете читать ребенку вслух. Исключение могут составлять те случаи, когда родители не умеют читать с выражением и не могут своей монотонной бубнежкой заинтересовать ребенка.

И совсем уж беспроигрышный вариант, если книга с продолжением и есть ее экранизация (например, Гарри Потер). Посмотрев интересный фильм или мультфильм, ребенку захочется узнать, а что случилось с героями потом? Вот тут самое время купить ему книгу-продолжение. И будет не лишним напомнить, что если он полюбит читать книги, то всегда первым будет узнавать о дальнейшей судьбе героев, так как фильмы выходят намного позднее, а многие даже очень интересные книги вообще никогда не экранизируются.

Если вы проделаете этот фокус-покус несколько раз, можете не сомневаться, книги станут для вашего отпрыска лучшими друзьями. Потом вам придется лишь контролировать, чтобы он читал литературу, не слишком криминального характера.

Кстати, можно найти много книг одновременно в трех форматах: электронные, аудио и бумажные.

Какие книги можно читать детям

Сегодня так много литературы (если все, что написано можно так назвать) слишком откровенной или чересчур агрессивной, что не все книги кажутся родителям удачным вариантом для детского чтения. Поэтому без контроля не обойтись. Но и слишком усердствовать не надо, так как на данном этапе необходимо закрепить саму привычку читать. Если что-то кажется вам подозрительным, читайте вместе, и объясняйте ребенку «что такое хорошо», а уже позднее он сам потянется к более глубоким произведениям.

И есть еще один глупый вопрос:

А нужно ли ребенку читать?

Недаром говорят, что образование кончается там, где начинаются фильмы. Даже образовательное кино, хотя и легче усваивается, никогда не даст такого же эффекта, как книга. Сам процесс складывания в смысловые предложения букв, написанных на бумаге, развивает более широкие возможности человеческого мозга . Так что, всестороннее развитие читающего ребенка идет гораздо успешнее.

Елена Богушевская

Сегодня мы живем в мультимедийном мире ТВ и Интернета - это значит, что приоритет все чаще отдается аудиовизуальной информации, которая воспринимается легче, чем информация текстовая. Именно это, по мнению специалистов, методично убивает в детях и взрослых желание читать. Миллионы видеороликов на YouTube, всевозможные видеописьма и видеоинструкции, анимация, интерактив и многое другое приучают нас к мультимедийному стилю жизни и лишают воображения. Интернет-формат активно проникает и в печать: все больше становится изданий, в которых красивые картинки занимают 90% объема, а текст ограничивается короткими комментариями к ним.

Опаснее всего, когда такое мультимедийное мышление развивается с детства. Сегодня даже красочно оформленная бумажная книга с картинками уже не слишком привлекает ребенка - он подсознательно ждет от нее анимации в духе iPad, отклика на касание, забавных звуков. Не находя их, начинает скучать…

Вот что рассказала «МК» Виктория Пузач, учитель начальных классов московского ГОУ №1605, применяющая на уроках собственные методические разработки, повышающие скорость чтения:

Никто не обязывает родителей учить ребенка читать к поступлению в школу, но согласитесь: банальный здравый смысл подсказывает, что в 7 лет ребенок уже должен уметь это делать. Однако даже в столице в каждом новом наборе первого класса находится несколько детей, которые не умеют читать или читают очень плохо… И это не дети мигрантов, не дети из неблагополучных семей!

У меня есть девочка в классе, троечница по чтению. Спрашиваю у мамы: читали книги, заданные на лето?

Читали… Две…

Хотя вижу, что врет, - вообще ничего не читали!

Сейчас эта девочка и по математике на «тройки» скатывается, потому что без навыков нормального чтения ей сложно понимать задачи, выстраивать в голове картину задания…

По словам учительницы, низкие темпы чтения в младших классах вызывают проблемы с устными предметами и пересказом в средней школе. Дети, которые мало читают, не могут справиться с простейшим заданием - подобрать к слову однокоренное слово: у них просто не хватает словарного запаса!

Интересно, что департамент образования заботится о качестве навыков чтения, получаемых детьми в школе, но как-то очень странно, - продолжает Виктория Спартаковна. - От учителей начальных классов регулярно требуют отчеты: какую скорость чтения демонстрируют их подопечные? Эти отчеты вывешиваются на сайты школ, там их изучают методисты департамента образования по полугодиям, оценивая скорость чтения вслух - количество слов в минуту. К примеру, четвероклассники на «пятерку» должны продемонстрировать скорость 120 слов в минуту, на «четверку» - 90, на «тройку» - 70 слов. Вот только понимание смысла практически не контролируется: 1-2 вопроса, которые надо задавать по прочитанному тексту, этого не покажут!

В средних классах встает другая проблема: дети читать не хотят. Они справляются со школьной программой, но не желают выходить за ее рамки. В результате у ребенка не развиваются словарный запас и речь, образное мышление и эрудиция… И тут уже требуются существенно большие усилия, чтобы подать чтение как интересное и захватывающее занятие.

Например, существует методика привлечения детей к чтению через театральные постановки по программной и внепрограммной литературе. В школе №1148 им. Ф.М.Достоевского давно и успешно ведется сотрудничество с разными театрами, в рамках которого артисты ставят адаптированные для школьников спектакли.

Эти спектакли сделаны интерактивными: дети общаются с героями действия, задают вопросы по ходу постановки, - рассказала «МК» директор Елена Косарихина. - В результате после спектаклей у ребят возникает множество вопросов, которые стимулируют пойти и взять книгу-первоисточник. «Прощание с Матерой» Распутина, «Преступление и наказание» Достоевского, для малышей - «Мальчик у Христа на елке» - это тоже Достоевский… И мы видим, что даже традиционно считающийся тяжелым Федор Михайлович может восприниматься детьми без усилий. После спектаклей дети массово идут в библиотеку, чтобы уже в спокойной обстановке прочитать оригинал, прочувствовать идею автора и т.д. Подобное сотрудничество с театрами доступно любой школе и очень эффективно в плане прививания детям любви к чтению.

Директор ГОУ Центр образования №686 Сергей Казарновский тоже применяет аналогичные методики, тем более что театральный уклон его школы к этому просто обязывает:

Мы приглашали театральных артистов, которые не играли спектакль, а просто читали детям вслух - читали классику. И после этого в школьную библиотеку обратилось больше десятка учеников за книгой, которую им читали, - библиотека даже не смогла их всех удовлетворить, потому что у них оказалось всего несколько экземпляров! Сейчас мы готовим то же самое для младших классов - ожидаем аналогичного эффекта. А вообще я всем, в первую очередь родителям и учителям младших классов, рекомендую книгу замечательного французского писателя и педагога Даниэля Пеннака «Как роман». Книга учит любить чтение, она написана невероятно живым и убедительным языком - после нее взгляд на чтение буквально преображается!

Современному человеку сегодня также необходимо уметь читать продуктивно, много и быстро, накапливая знания, систематизируя их в голове и мгновенно извлекая при необходимости. Поэтому методики быстрого чтения по идее должны становиться все более актуальными в нашем переполненном информацией мире вообще и для школьников накануне выпускных экзаменов и поступления в вузы в частности.

Педагоги и методисты считают тренинги быстрого чтения неприемлемыми для младшеклассников, поскольку дети могут научиться шустро бегать по тексту глазами, но фактически «вхолостую», не извлекая основные мысли, не запоминая факты. Но и со старшими детьми тоже не все просто.

По словам Виты Кириченко, преподавателя русского и литературы гимназии №1520, удостоенного звания учителя года-2012, скорочтение - палка о двух концах:

Пользу оно, без сомнения, приносит, но, сосредоточившись на нем в юном возрасте, ребенок рискует лишиться понимания красоты и полноты языка!

А Ольга Брюханова, преподаватель литературы школы №947, вообще уверена в том, что при нынешнем катастрофическом уровне навыков чтения у современных школьников скорочтение должно находиться на последнем месте:

Сегодня многие старшеклассники читают так плохо, что на выпускных ЕГЭ долго не могут понять условие задачи по математике! А при исключении литературы из списка экзаменов и вовсе произойдет катастрофа!

Впрочем, если ученик читает хорошо - извлекая смысл из текста и правильно расставляя акценты, - вполне возможно начать применять эффективные методики быстрого чтения.

Самая ранняя программа для обучения быстрому чтению ориентирована на детей 10-11 лет, - сообщил «МК» Олег Андреев, разработчик методик быстрого чтения. - Есть и программы для следующих возрастных групп, никаких препятствий для применения их в школах я не вижу.

Самое главное - следует помнить: ответственность за овладение детьми самым важным умением - умением воспринимать текстовую информацию - ложится не только на учителей, но и не в меньшей степени на родителей. Если учитель понимает первостепенную важность чтения и сделал все что мог, то родители ни в коем случае не должны расслабляться. В дошкольном и младшем школьном возрасте тяга к чтению лучше всего прививается методом «…на самом интересном месте!», когда, начав читать ребенку вслух интересную книжку, мама или папа внезапно уходят «по делам», и ребенок вынужден добираться до конца сказки самостоятельно. И, конечно же, ограничивать просмотр телевизора и компьютерные игры: большинство специалистов сходятся на том, что до 5-6 лет лучше вообще обходиться без этих достижений цивилизации.

Ну и, конечно же, лучшим средством убеждения был и остается личный пример. Если родители постоянно читают книги и прессу, это мощно мотивирует ребенка с самого раннего детства. Надеяться, что дети вырастут читающими в семье, где постоянно включен телевизор, не приходится…

СПРАВКА "МК"

Средняя скорость чтения взрослого человека - 200-400 слов в минуту. Считается, что со скоростью более 4000 слов в минуту мог читать Максим Горький, около 2000 слов - Наполеон, 1000 слов - Рузвельт. В 1994 году россиянка Светлана Архипова продемонстрировала по методике быстрого чтения скорость в 60 000 знаков в минуту (примерно 10 000 слов), что было занесено в Книгу рекордов Гиннесса.

апример, парень интересуется компьютерами - купите ему фантастику про компьютерные миры и как бы невзначай положите на видное место. Скорее всего, книга не останется незамеченной. Дочка вся в мечтах о романтических приключениях? Тогда подойдет И.Бунин. И пусть вам не кажется, что рановато читать в 12 лет о любви. В самый раз! Нравится подростку история - выберите хороший исторический роман, желательно, соответственно школьной программе.

И не стоит выбирать слишком сложные произведения, иначе от непонимания ребенок разочаруется в чтении. Что, собственно, в основном и происходит в школе. Пусть для начала это будет что-то модное, современное, к Достоевскому придете позже.

Читаем вместе с подростком

Сначала желательно, чтобы вы, родители, сами прочитали книгу, которую выбрали для ребенка, а потом в непринужденной беседе рассказали бы какой-то интригующий эпизод. Причем спровоцируйте подростка на дискуссию: скажите что-то, что противоречит его взглядам. В беседе предложите прочитать ту самую книгу.

Привейте подростку любовь к чтению, играя с ним в «угадайку». Например, читаете вместе детектив до определенного места, потом - угадываете развязку. Дочитываете и выясняете, кто победил. Можно и приз назначить. То же самое можно проделать и с романом, и с фантастикой, и с фэнтези.

Предложите ребенку посмотреть фильм, снятый по книге, пойти на спектакль, поставленный по пьесе. Затем можно сравнить увиденное с оригинальной книгой. Мол, а в книге все было совсем не так. Это сработает, если фильм или спектакль зацепили.

Ответьте подростку на вопрос «Зачем надо читать книги?» Расскажите, что дает книга подросткам. Во-первых, чтение книг - это словарный запас. А словарный запас поможет побеждать в спорах. Книга научит красиво говорить и облачать свои мысли в яркие доводы. Это может сработать, ведь подростки - большие спорщики. А еще книги - это отличная языковая практика. Если есть проблемы с грамотностью, то чтение книг поможет. А, как известно, грамотная речь и умение писать выгодно отличают любого человека.

Ну и отличным стимулом для подростка начать читать книги может стать новенькая электронная книга. Да, дорого! Но вы же хотите, чтобы подросток читал книги?!

Совет родителям не читающего подростка от читающего подростка: многие родители уверены, что современные книги все поверхностные, одноразовые и читать их чуть ли не стыдно. На самом родители ошибаются в этом вопросе. За последние годы появилось много книг более увлекательных и при этом столь же ценных с литературной точки зрения, как и те, что помнят родители из своего детства. И выходят именно те книги, которые известны и любимы в мире многие годы, а у нас они издаются только сейчас.