Меню

История создания вязаного шарфа. История одной вещи: шарф. Шарф в России

Фен Шуй

12/7/2015, 1:34 0 комментариев просмотров

Как все-таки замечательно, что в наше время многие вещи являются многофункциональными и универсальными! Ведь кому не понравится, когда можно «убить двух зайцев» или сразу одновременно решить несколько задач.

Укутываясь в прохладную погоду в шарф, нам недостаточно, чтобы он просто грел. Сейчас есть возможность подобрать этот аксессуар в любой сезон к любому элементу гардероба, который сможет и защитить от непогоды, и стать интересной изюминкой образа, и скрыть что-то, и согреть в холодный день. Кто же первым придумал обмотать вокруг шеи длинный отрезок материала?

Невероятно, но оказывается, что этот элемент одежды достаточно древний, его история начинается почти две тысячи лет тому назад! Археологические находки 70-х годов XX века указывают на то, что впервые шарф стали носить древние китайцы, а точнее военнослужащие. Они обвязывали куском материала шею для защиты от холода и ветра, то есть использовали шарф только из практических соображений.

Затем, по прошествии нескольких веков, эти кусочки ткани, обернутые вокруг шеи, стали использовать ещё и в качестве обозначения военного ранга: приближенные к императору воины, носили шарфы из шёлка, простые воины — из хлопка.

По такому же принципу, как признак социального статуса и авторитета, носили шарфы в Древнем Египте и в Римской империи.

В 17-м веке большую популярность обрели шёлковые шарфы среди представителей высшего общества: с ними был неразлучен Бетховен, сам Наполеон Бонапарт обожал шелковые шарфы из Индии, а король Франции Людвиг XIV, увидев впервые яркие шёлковые шарфы на хорватских воинах, был влюблен в них с первого взгляда и создал специальную придворную должность с целью закупки и должного ухода за новыми Королевскими аксессуарами. В этот период шарфы стали выполнять и эстетическую функцию. Одна из фавориток короля придумала способ завязывания шарфика в виде бабочки.

В период военных действий 1692 года зародился стиль «стейнкерк», который заключался в следующем: шарф наматывали на шею, а связанные вместе узлом концы прятали в ворот верхней одежды.

На Российских просторах шарфы появились при царствовании Петра I в конце 17-го века. Они служили аксессуаром для военных формы офицеров. Шарф офицеров был снабжен кисточками из скрученной нити серебренного или золотого цвета и изготавливался из высокачественного шёлка длиной приблизительно 1,5 метра. Надевать их следовало через правое плечо, связывая у левого бедра кисточки узлом. Кстати, вошедший позднее на престол Павел I крайне не любил шарфы, будто предчувствуя их тёмную роль в своей судьбе: императора задушил один из офицеров русской армии этим шёлковым аксессуаром.

А в 1783 году, в Кракове, был изобретен вязаный шарф. Однако актуальным он стал только в период Первой Мировой войны, когда шарфы были одними из основных зимних мужских аксессуаров, в особенности у военных летчиков. Шарфы были востребованы среди мужчин в 20-х и 30-х годах из-за своего военного происхождения и из-за универсальной способности дополнять повседневный гардероб. Но трендовым вязаный шарф стал лишь в 60-х — 70-х годах, на волне моды на трикотаж.

В 1790 году стало модным носить на шее, обмотанные несколько раз, большого размера накрахмаленные платки из муслиновой ткани. Французы называли их забавным словом «энкруаябль», что переводится как «невероятный» и открыли в Париже специальные частные уроки, обучающие непростому ремеслу связывания и ношения таких платков. А в середине 19-го века молодые французы-революционеры стали носить шерстяные кашне — шарф, укрывающий от холода и промозглости не только шею, но и нижнюю часть лица. Сперва они были неярких цветов и в клетку, а позднее их стали шить из тонких и ярких цветных шёлковых тканей с узорами.

В России же в этот период был спад интереса к этом аксессуару, так как он был символом бунтарства и отрицания режима. Поэтому кашне облюбовали преступные группировки и носили их, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к какой-либо группировке. И только лишь в конце 19-го века стали носить кашне из шерсти в клетку женщины, в прохладную погоду. Ещё долго в советской России шарф считался только женским и детским аксессуаром.

Конец 19-го столетия дал старт популярности и востребованности шарфов как практичного и красивого аксессуара. За дело взялись модные дома, создавая именные модели шарфов и платков, среди которых лидером стал французский дом Hermès. Его шелковые платки — каре стали культом и вошли в историю моды. Самым популярным материалом оставался шёлк, а рисунок и принт поражал разнообразием. Немаловажную роль в повышении спроса на шарфы сыграла королева Великобритании Виктория, так как шарф стал ее излюбленным аксессуаром и постоянным элементом её королевского гардероба. В это же время появился способ завязывать шарф под названием «four-in-hand». Этот узел используется мужчинами для завязывания шарфа или галстука по сей день. Немного позднее, благодаря компании Burberry, в моду вошла клетчатую ткань и из неё стали шить шарфики.

В начале 21-го века шарф начал триумфальное восхождение к вершинам моды. Дизайнеры вдохнули в этот аксессуар новый смысл: шарф может быть не только практичным, но и выполнять роль модного аксессуара, а также скорректировать образ.

Разновидностей шарфов великое множество: они могут быть зимними, демисезонными или летними. Каждый человек может иметь в своем гардеробе несколько видов шарфов, это может быть шаль, палантин, снуд, пончо, арафатка, шарф-скейч или хомут, старая-добрая горжетка и т.д. Как видите, выбор богатый!

Изменилась мода и на ткани, для создания шарфов могут использоваться всевозможные варианты: от нежного шёлка до грубого шёлка-сырца, но более востребованными остаются натуральные ткани: лен, хлопок, кашемир, гофре, шерсть, а также сочетание тканей.

Поражает воображение и декор шарфов, так как здесь тоже используются всевозможные элементы в виде бахромы, помпонов, бисера, меха, кожи, вышивки и т.п. Конечно, в основном это касается женских моделей.

Меняются с каждым сезоном и расцветки и принты, подстраиваясь под модные современные тенденции. Бывают настолько красивые модели, что именно под такой роскошный аксессуар подбирается наряд, а не наоборот.

Что еще делает шарф наиболее привлекательным и универсальным аксессуаром – это многообразие вариантов его повязывания и носки. Можно найти более 20 способов завязывания на шее женских шарфов и около 10 вариантов для мужчин. Его можно носить даже не только на шее, но и на бедрах или обвязывать им голову.

На протяжении веков шарф эволюционировал и собрал воедино свои основные функции. Однако, есть шарфы, которые продолжают нести и роль отличительного признака. Например, сейчас можно встретить множество шарфов с определёнными логотипами, которые означают принадлежность к определённому сообществу.

Например, в любом клубе спортивных болельщиков фанатский шарф – это ключевой элемент атрибутики, показывающий преданность своей команде. Любители футбола, вне зависимости от возраста или социального положения, обязательно надевают этот аксессуар, идя на футбольный матч или встречу клуба.

Впервые фанатский шарф появился в 60-х годах в Англии, где, собственно, и зародился футбол как вид спорта. Изготавливались они из шерстяной плотной ткани в полоску, выполненную в цветах клуба. Вскоре они стали появляться и на стадионах Италии.

Иногда шарфы фанатов называли «розеткой» либо «розой»: толи в честь ленточки, которую вешали себе на грудь болельщики в Европе задолго до вхождения шарфов в моду, толи потому что завязанный узлом шарф напоминает цветок розы.

В СССР они стали появляться в 80-х годах: «розетки» сначала пытались делать из обычной хлопковой ткани, на которую наносили красочный рисунок. Однако этот вариант оказался не практичным и недолговечным. Затем их стали вязать: сами, кто умел, или на заказ. Первыми такими длинными вязаными шарфами обмотались фанаты московского «Спартака», а в 80-х этим аксессуаром обзавелись и фанаты питерского «Зенита».

К середине 90-х шарфы наряду с фантами, стали носить и болельщики. Благодаря новым технологиям стали изготавливать новые шарфы, у которых вывязывались даже самые мельчайшие детали. Теперь по разнообразию фанатские шарфы не сильно отстают от обычных.

Фанатские шарфы бывают: титульные, спонсорские шарфы или двойные шарфы для матчей в евро кубках, антиклубные шарфы (посвященные «любви» к другому клубу) и др. В каждом клубе есть свои правила и особенности оформления фанатского шарфа. Их хранят на память и коллекционируют.

Так мода на шарфы, в особенности на вязаные, не обошла стороной и футбольную жизнь.

Сейчас у любого есть возможность не только выбрать себе практичный и красивый шарф на каждый день, но и заказать для себя эксклюзивный шарф с любой надписью для посещения стадиона.

Когда был изобретен шарф

История шарфа, насчитывает более двух тысяч лет. Шарф далеко не сразу стал модным аксессуаром, но сегодня он играет первую скрипку в гардеробе любого модника.
-Впервые шарф появился в древнем Китае. Древние китайские воины использовали шарфы с практической целью: обвязывали шею куском материи, чтобы уберечься от холода и ветра. У каждого из знаменитых терракотовых воинов на шее имеется шарф.

-Предшественник сегодняшних теплых шарфов появился в Древнем Риме. Его носили римские легионеры, пытаясь укрыться от непривычного холода во время походов в Галлию и Германию.

После распада Римской империи язык и традиции Рима, в том числе традицию ношения шарфа, унаследовали средневековые румынские племена. Из Румынии шарф перебрался в Хорватию. В 1648 году хорватский ударный полк в честь празднования победы над турками приехал в Париж. На шее каждого воина был шарф.
-Блистательный Людовик XIV был без ума от всего красивого и необычного, поэтому это хорватское новшество пришлось ему по душе. Шейные платки так восхитили «короля-солнце», что он тут же назначил себе специального дворецкого, в обязанности которого вменялась забота о королевских шейных украшениях.
-В 1692 году армию Людовика XIV, расположившуюся под бельгийской деревней Стейнкерк, внезапно атаковал полк англичан. Французским офицерам, застигнутым врасплох, некогда было завязывать шейные платки по всем правилам военной моды. Они просто намотали их на шею, завязав концы простым узлом и заткнув их в петлицу мундира. Так родился стиль стейнкерк.

Офицерское обмундирование времен Петра I поначалу ничем не отличалось от солдатского. Первым элементом отличия офицеров от солдат стал офицерский шарф.


-Во времена Французской революции было модно носить огромные крахмальные платки из муслина, которые несколько раз обматывали вокруг шеи. Эти огромные платки называли «энкруаябль», что значит «невероятный». Чтобы носить энкруаябль, требовалась определенная сноровка. В Париже были даже популярны частные уроки, на которых обучали искусству повязывать и носить эти платки. Революционеры, как всегда, отличились: в знак протеста против белых платков cтали носить черный галстук («черный, как проклятье»).

В России при Павле I шарф подвергся гонениям. Павел ввел в армии жесткую дисциплину. Всякая вольность в одежде была исключена.Павел однозначно определяет место шарфа - на поясе камзола под мундиром.


Появилась офицерская форма вообще без шарфа. По иронии судьбы орудием убийства Павла стал офицерский шарф старого образца.

Моду на шарфы возродил Марчелло Мастрояни.
Мастрояни шарфы просто обожал. Кстати, в ту же эпоху к Советском Союзе шарф считался признаком буржуазности, мягкости и неразумности, и потому носить его решались только женщины и дети.

Сейчас шарф называют самым главным модным аксессуаром. Самое большое количество самых разных шарфов можно было наблюдать в сериале «Секс в большом городе». Согласно официально статистике, самым популярным шёлковым шарфом на рынке является шёлковый шарф Hermes.

06.01.2016 Комментарии к записи Шарф-снуд: немного истории отключены

Практически каждый может похвастаться вязаным шарфом в своем гардеробе, но мало кто знает историю его возникновения и причину такой популярности. Шарф-снуд несмотря на свое замысловатое название является обычным хомутом, который не имеет ни начал ни конца. Многие считают родиной аксессуара Францию, ведь именно французские дамы первыми обратили внимание на такой предмет одежды.

Самый большой пик популярности на шарфы-хомуты наблюдался в 60-е годы прошлого столетия, но возникли они гораздо раньше. Первые упоминания о таких шарфах можно встретить еще в записях несколько вековой давности. Сначала этот аксессуар был придуман не для украшения внешнего вида, а из практических намерений с целью утепления и использовался в качестве головного убора. Естественно, тогда мало кто заботился о дизайне шарфа, больше уклон делался на тепло.

В середине прошлого столетия ситуация кардинально поменялась. Модельеры вспомнили этот аксессуар, и шарф зажил новой жизнью в мире моды. Именно тогда впервые на модных показах продемонстрировали шарф-снуд, который тогда попросту звали хомутом. Дизайнеры делали упор на практичности этой вещи. В силу того, что вязание в те годы было на пике популярности, то такое веяние моды быстро обрело признание и популярность. Шарфы носили как девушки, так и мужчины.

Узор шарфа-снуда выбирался исходя и своих предпочтений, но каждая вязальщица неуклонно следовала за популярностью определенного узора, которые с каждым днем появлялись все новые. Это мог быть толстый зимний вариант вязки темных оттенков, а мог быть яркий ажурный тонкий шарфик под демисезонное пальтишко.

Современные модники также не отказываются от такого популярного ранее предмета гардероба. Носят его сейчас на шее или в качестве капюшона. Практически каждый модный дом имеет свой вариант дизайна снуда.

Все более популярно становится носить шарф-снуд и летом. Для его пошива используются легкие ткани, такие как шелк или шифон. Такой аксессуар отлично подчеркнет женственность любой девушки, добавит образу романтичности и нежности.

В холодные поры года шарф-хомут по прежнему выполняет согревающую роль. Иногда он ввязывается непосредственно в свитер или куртку на место воротника. Такой ход не только весьма практичный, но и модный. Если летом шарф-снуд носят только представительницы слабого пола, то зимой от него не отказываются и парни.

Шарф-снуд является ярким примером аксессуара, который сохраняет популярность на протяжении нескольких веков.

История появления шарфа

Шарф давно перестал быть чисто утилитарной вещью. Он не просто греет в холода, теперь это еще и яркий аксессуар, который можно подобрать в любой сезон к любому предмету гардероба. Шарф способен и скрыть что-то, и стать настоящей изюминкой образа.

История шарфа начинается почти две тысячи лет тому назад. Археологические находки семидесятых годов XX века указывают на то, что впервые его стали носить китайские военные. В открытом в 1974 году захоронении времен китайского императора Цинь Шихуанди у воинов из терракоты можно увидеть шейные повязки, исполненные настолько искусно, что на них и сейчас можно легко различить складки. Находка подтвердила, что китайские воины обвязывали куском материала шею для защиты от холода и ветра, то есть использовали платок только из практических соображений. Чуть позже появилась градация шарфов по военному рангу: приближенные к императору воины носили шелковые, простые - из хлопка. До этого открытия изобретателями шейного платка считались римляне. Римские легионеры называли шейные повязки фокале, в таком виде их даже запечатлели на колонне Траяна. На ней спиральной лентой выгравированы воины, демонстрирующие военные подвиги императора Траяна. Причем у большинства из них на шеях завязанные узлом платки. Предшественник сегодняшних теплых шарфов тоже появился в Древнем Риме. Их носили римские легионеры во время походов в холодные Галлию и Германию.

Капризы королей

В семнадцатом веке про утилитарность забыли, и на первом плане оказалась красота. Самым изысканным, разумеется, считался шелк, и шарфы из этого материала пользовались огромной популярностью среди представителей высшего общества. К примеру, этот аксессуар любил композитор Бетховен, предпочитая драматичные красные оттенки, подчеркивающие его брутальную внешность. Наполеон Бонапарт обожал шелковые шарфы, которые ему привозили специально из Индии, а король Франции Людовик XIV, впервые увидев яркие шелковые платки на хорватских воинах, влюбился в них с первого взгляда. Шелковые шарфы стали называть кравате. Это были дорогие платки из венецианских или фламандских кружев. Не беремся утверждать, восходит ли французское «крават» к хорватам, но это название для галстука сохранилось во многих европейских языках до сих пор, так что вероятность крайне велика. Поскольку кружева ввозили во Францию из-за границы, они были очень дороги. «Король-солнце» даже организовал специальную придворную должность: поставщик-краватье ведал закупкой и уходом за множеством шелковых аксессуаров (владыка не любил отказывать себе в выборе и имел сотни шарфов). Это был период, когда эстетика вышла на первый план. Фаворитки короля одна за другой соревновались в том, кто оригинальней наденет красивый платок. Герцогиня де Ла Вальер даже вошла в историю: она облюбовала для себя мужские шейные платки и стала завязывать их бантом. Этот бант-лавальер сохранился до наших дней как декоративное украшение и женской, и мужской одежды.

Платок только кажется простым кусочком материи, на самом деле от способа его ношения зависит очень много. Для творчества здесь всегда найдется место. Так, в период военных действий 1692 года между Францией и Англией зародился стиль стейнкерк, который заключался в следующем: шарф наматывали на шею, а связанные вместе узлом концы прятали в ворот верхней одежды. История появления этого стиля довольно интересна. Французы отдыхали возле деревни Стейнкерк, когда пришло известие о том, что англичане наступают. Не успевая завязать галстук как полагается, один франт просто заправил его в петлицу.

На русских просторах

В нашей стране шарфы появились при царствовании Петра I в конце XVII века и кратко прошли уже известный нам путь. Причем офицерский шарф стал первым элементом отличия высших чинов от обычных солдат. Он был снабжен кисточками из скрученной нити серебристого или золотистого цвета и изготавливался из шелка. Аксессуар предполагалась надевать через правое плечо, связывая у левого бедра кисточки узлом. Кстати, вошедший позднее на престол Павел I очень не любил шарфы. Самодержец ввел в армии жесткую дисциплину. Всякая вольность в одежде была исключена. Появилась офицерская форма вообще без этого аксессуара. По иронии судьбы именно шарф стал причиной гибели императора: его задушил им один из офицеров. В 1783 году в Кракове изобрели удобный вязаный шарф. Правда, повсеместно использовать его начали только в период Первой мировой войны (летчики зимой повязывали им шею, спасаясь от ветра и холода). В повседневную мужскую моду вязаный шарф стал проникать в тридцатые годы XX века, но окончательно закрепился в ней лишь в семидесятые на волне моды на трикотаж.

А вот во Франции в середине XIX века шерстяной шарф неожиданно превратился в символ бунтарства. Молодые революционеры стали укрывать им не только шею, но и нижнюю часть лица. Сперва аксессуары были блеклых цветов и в клетку, а позднее их стали шить из тонких и ярких цветных шелковых тканей с узорами.

Увидев в палантине символ бунтарства и отрицания режима, его стали носить в нашей стране куда реже. Кашне тут же облюбовали преступные группировки и надевали их, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к криминальному миру. Слава богу, моду на шарфы возродил в начале XX века итальянский актер Марчелло Мастроянни. Он их просто обожал. Кстати, в ту же эпоху в Советском Союзе шарф считался признаком буржуазности, потому носить его решались только женщины и дети. Вот они и кутались в клетчатые кашне из шерсти в прохладную погоду.

Модный небосклон

Шарф по праву занял место практичного и красивого аксессуара, который можно надеть и в холода, и в летний зной, и на прогулку, и на выход. Тут за дело взялись модные дома, создавая разнообразные модели палантинов, среди которых лидером стал Hermes. Его шелковые платки-каре сделались культом и вошли в историю моды. Шили их по-прежнему из шелка, а рисунок поражал разнообразием. Кстати, согласно статистике, самым популярным является как раз шарф Hermes (скажем спасибо сериалу , где можно было наблюдать огромное количество самых разных моделей).

Важную роль в повышении спроса на этот аксессуар сыграла королева Англии Виктория, так как шейный платок стал любимым и постоянным элементом королевского гардероба. Немного позднее, благодаря компании Burberry, в моду вошла клетчатая ткань, и из нее тоже стали шить теплые шарфики.

Но триумфальное восхождение к вершинам моды шарф начал не сразу - лишь в XXI веке дизайнеры поняли, что он может быть не просто красивым элементом, но даже скорректировать весь образ. Благо моделей сейчас великое множество: они могут быть зимними, демисезонными или летними. В своем гардеробе стоит иметь несколько штук на любой случай. Это может быть шаль, палантин, снуд, пончо, хомут и даже старая добрая горжетка. Чем больше вариантов, тем больше ярких образов можно создать.

Изменилась мода и на ткани. Нежный шелк, конечно, никуда не делся (посмотрите только на потрясающе яркие модели Missoni), но теперь более востребованными стали лен, хлопок, кашемир, гофре, шерсть, а также сочетание тканей. Поражает воображение и декор шарфов, так как здесь тоже используются всевозможные элементы в виде бахромы, помпонов, бисера, меха, кожи и вышивки. Конечно, в основном это касается женских палантинов. Меняются с каждым сезоном и принты, подстраиваясь под модные тенденции. Бывают настолько красивые модели, что именно под необычный аксессуар подбирается весь look.

Что еще делает шарф таким универсальным аксессуаром, так это многообразие вариантов его завязывания и носки. Можно найти более двадцати способов для женщин и около десяти для мужчин. Платки можно носить не только на шее, но и на бедрах, запястье, ручке сумки или обвязывать им голову, как это было модно в шестидесятых.

Оле-оле-оле!

Отдельно выделим шарфы, которые несут в себе роль отличительного признака или принадлежности к определенному сообществу. За примерами далеко ходить не надо. Вспомните хотя бы фанатские шарфы, которыми бодро машут болельщики на стадионах. Любители футбола, вне зависимости от возраста или социального статуса, обязательно берут этот аксессуар, идя на матч или встречу клуба, ведь это ключевой элемент футбольной атрибутики.

Впервые фанатский шарф появился в шестидесятых годах в Англии, где, собственно, и зародился этот вид спорта. Производились они из шерстяной ткани в полоску, выполненную в цветах клуба. Вскоре их стали замечать и на стадионах Италии. В СССР такие шарфы появились в восьмидесятых: сначала их пытались делать из обычной хлопковой ткани, на которую наносили рисунок, но вариант оказался недолговечным - их быстро рвали. Поэтому вскоре болельщики стали вязать их сами. Первыми такими длинными шарфами обмотались фанаты «Спартака», а вскоре аксессуаром обзавелись и поклонников «Зенита». В каждом клубе есть свои правила и особенности оформления фанатского шарфа. Их хранят на память и коллекционируют.

Сейчас у любого есть возможность не только выбрать себе шарф на каждый день, но и заказать эксклюзивную модель для любого образа и не просто укрыться от холода, но и произвести фурор на светском мероприятии.

Разбираемся, кто первым придумал обмотать вокруг шеи длинный отрезок материи
***
Шарф давно перестал быть чисто утилитарной вещью. Он не просто греет в холода, теперь это еще и яркий аксессуар, который можно подобрать в любой сезон к любому предмету гардероба. Шарф способен и скрыть что-то, и стать настоящей изюминкой образа.
***

История шарфа начинается почти две тысячи лет тому назад. Археологические находки семидесятых годов XX века указывают на то, что впервые его стали носить китайские военные. В открытом в 1974 году захоронении времен китайского императора Цинь Шихуанди у воинов из терракоты можно увидеть шейные повязки, исполненные настолько искусно, что на них и сейчас можно легко различить складки. Находка подтвердила, что китайские воины обвязывали куском материала шею для защиты от холода и ветра, то есть использовали платок только из практических соображений.

Чуть позже появилась градация шарфов по военному рангу: приближенные к императору воины носили шелковые, простые — из хлопка. До этого открытия изобретателями шейного платка считались римляне. Римские легионеры называли шейные повязки фокале, в таком виде их даже запечатлели на колонне Траяна. На ней спиральной лентой выгравированы воины, демонстрирующие военные подвиги императора Траяна. Причем у большинства из них на шеях завязанные узлом платки. Предшественник сегодняшних теплых шарфов тоже появился в Древнем Риме. Их носили римские легионеры во время походов в холодные Галлию и Германию. .

ШАРФ МОЖЕТ СТАТЬ ЯРКОЙ ДЕТАЛЬЮ ЛЮБОГО ОБРАЗА
***
Капризы королей
***
В семнадцатом веке про утилитарность забыли, и на первом плане оказалась красота. Самым изысканным, разумеется, считался шелк, и шарфы из этого материала пользовались огромной популярностью среди представителей высшего общества. К примеру, этот аксессуар любил композитор Бетховен, предпочитая драматичные красные оттенки, подчеркивающие его брутальную внешность. Наполеон Бонапарт обожал шелковые шарфы, которые ему привозили специально из Индии, а король Франции Людовик XIV, впервые увидев яркие шелковые платки на хорватских воинах, влюбился в них с первого взгляда. Шелковые шарфы стали называть кравате. Это были дорогие платки из венецианских или фламандских кружев. Не беремся утверждать, восходит ли французское «крават» к хорватам, но это название для галстука сохранилось во многих европейских языках до сих пор, так что вероятность крайне велика. Поскольку кружева ввозили во Францию из-за границы, они были очень дороги. «Король-солнце» даже организовал специальную придворную должность: поставщик-краватье ведал закупкой и уходом за множеством шелковых аксессуаров (владыка не любил отказывать себе в выборе и имел сотни шарфов). Это был период, когда эстетика вышла на первый план. Фаворитки короля одна за другой соревновались в том, кто оригинальней наденет красивый платок. Герцогиня де Ла Вальер даже вошла в историю: она облюбовала для себя мужские шейные платки и стала завязывать их бантом. Этот бант-лавальер сохранился до наших дней как декоративное украшение и женской, и мужской одежды.

Платок только кажется простым кусочком материи, на самом деле от способа его ношения зависит очень много. Для творчества здесь всегда найдется место. Так, в период военных действий 1692 года между Францией и Англией зародился стиль стейнкерк, который заключался в следующем: шарф наматывали на шею, а связанные вместе узлом концы прятали в ворот верхней одежды. История появления этого стиля довольно интересна. Французы отдыхали возле деревни Стейнкерк, когда пришло известие о том, что англичане наступают. Не успевая завязать галстук как полагается, один франт просто заправил его в петлицу.

ШАРФЫ ЛЮБЯТ НЕ ТОЛЬКО ЖЕНЩИНЫ, НО И МУЖЧИНЫ
***
На русских просторах
***
В нашей стране шарфы появились при царствовании Петра I в конце XVII века и кратко прошли уже известный нам путь. Причем офицерский шарф стал первым элементом отличия высших чинов от обычных солдат. Он был снабжен кисточками из скрученной нити серебристого или золотистого цвета и изготавливался из шелка. Аксессуар предполагалась надевать через правое плечо, связывая у левого бедра кисточки узлом. Кстати, вошедший позднее на престол Павел I очень не любил шарфы. Самодержец ввел в армии жесткую дисциплину. Всякая вольность в одежде была исключена. Появилась офицерская форма вообще без этого аксессуара. По иронии судьбы именно шарф стал причиной гибели императора: его задушил им один из офицеров. В 1783 году в Кракове изобрели удобный вязаный шарф. Правда, повсеместно использовать его начали только в период Первой мировой войны (летчики зимой повязывали им шею, спасаясь от ветра и холода). В повседневную мужскую моду вязаный шарф стал проникать в тридцатые годы XX века, но окончательно закрепился в ней лишь в семидесятые на волне моды на трикотаж.
***
А вот во Франции в середине XIX века шерстяной шарф неожиданно превратился в символ бунтарства. Молодые революционеры стали укрывать им не только шею, но и нижнюю часть лица. Сперва аксессуары были блеклых цветов и в клетку, а позднее их стали шить из тонких и ярких цветных шелковых тканей с узорами.

***

Увидев в палантине символ бунтарства и отрицания режима, его стали носить в нашей стране куда реже. Кашне тут же облюбовали преступные группировки и надевали их, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к криминальному миру. Слава богу, моду на шарфы возродил в начале XX века итальянский актер Марчелло Мастроянни. Он их просто обожал. Кстати, в ту же эпоху в Советском Союзе шарф считался признаком буржуазности, потому носить его решались только женщины и дети. Вот они и кутались в клетчатые кашне из шерсти в прохладную погоду.

***
Модный небосклон
***
Шарф по праву занял место практичного и красивого аксессуара, который можно надеть и в холода, и в летний зной, и на прогулку, и на выход. Тут за дело взялись модные дома, создавая разнообразные модели палантинов, среди которых лидером стал Hermes. Его шелковые платки-каре сделались культом и вошли в историю моды. Шили их по-прежнему из шелка, а рисунок поражал разнообразием. Кстати, согласно статистике, самым популярным является как раз шарф Hermes (скажем спасибо сериалу «Секс в большом городе», где можно было наблюдать огромное количество самых разных моделей).
***
Важную роль в повышении спроса на этот аксессуар сыграла королева Англии Виктория, так как шейный платок стал любимым и постоянным элементом королевского гардероба. Немного позднее, благодаря компании Burberry, в моду вошла клетчатая ткань, и из нее тоже стали шить теплые шарфики.
***
Но триумфальное восхождение к вершинам моды шарф начал не сразу — лишь в XXI веке дизайнеры поняли, что он может быть не просто красивым элементом, но даже скорректировать весь образ. Благо моделей сейчас великое множество: они могут быть зимними, демисезонными или летними. В своем гардеробе стоит иметь несколько штук на любой случай. Это может быть шаль, палантин, снуд, пончо, хомут и даже старая добрая горжетка. Чем больше вариантов, тем больше ярких образов можно создать.

***

Изменилась мода и на ткани. Нежный шелк, конечно, никуда не делся (посмотрите только на потрясающе яркие модели Missoni), но теперь более востребованными стали лен, хлопок, кашемир, гофре, шерсть, а также сочетание тканей. Поражает воображение и декор шарфов, так как здесь тоже используются всевозможные элементы в виде бахромы, помпонов, бисера, меха, кожи и вышивки. Конечно, в основном это касается женских палантинов. Меняются с каждым сезоном и принты, подстраиваясь под модные тенденции. Бывают настолько красивые модели, что именно под необычный аксессуар подбирается весь look.
***
Что еще делает шарф таким универсальным аксессуаром, так это многообразие вариантов его завязывания и носки. Можно найти более двадцати способов для женщин и около десяти для мужчин. Платки можно носить не только на шее, но и на бедрах, запястье, ручке сумки или обвязывать им голову, как это было модно в шестидесятых.

ШАРФ ДОБАВЛЯЕТ ЕЩЕ БОЛЬШЕ ТАИНСТВЕННОСТИ ШЕРЛОКУ В ИСПОЛНЕНИИ БЕНЕДИКТА КАМБЕРБЭТЧА
***
Оле-оле-оле!
***
Отдельно выделим шарфы, которые несут в себе роль отличительного признака или принадлежности к определенному сообществу. За примерами далеко ходить не надо. Вспомните хотя бы фанатские шарфы, которыми бодро машут болельщики на стадионах. Любители футбола, вне зависимости от возраста или социального статуса, обязательно берут этот аксессуар, идя на матч или встречу клуба, ведь это ключевой элемент футбольной атрибутики.
***
Впервые фанатский шарф появился в шестидесятых годах в Англии, где, собственно, и зародился этот вид спорта. Производились они из шерстяной ткани в полоску, выполненную в цветах клуба. Вскоре их стали замечать и на стадионах Италии. В СССР такие шарфы появились в восьмидесятых: сначала их пытались делать из обычной хлопковой ткани, на которую наносили рисунок, но вариант оказался недолговечным — их быстро рвали. Поэтому вскоре болельщики стали вязать их сами. Первыми такими длинными шарфами обмотались фанаты «Спартака», а вскоре аксессуаром обзавелись и поклонников «Зенита». В каждом клубе есть свои правила и особенности оформления фанатского шарфа. Их хранят на память и коллекционируют.
***
Сейчас у любого есть возможность не только выбрать себе шарф на каждый день, но и заказать эксклюзивную модель для любого образа и не просто укрыться от холода, но и произвести фурор на светском мероприятии.