Меню

Игры в походе. Игры в походе для детей Чем заняться в походе с детьми

Кухни народов мира

Участникам конкурса выдают по газете. По сигналу ведущего они начинают изготавливать из газеты какой-то необычный головной убор. Побеждает самый быстрый и креативный. Однако следует помнить, что победитель должен будет затем носить свою «шляпу» весь день, поэтому изделие должно быть достаточно прочным.

Колечко

Конкурс проводят непосредственно в водоеме. Участник конкурса кладет на воду прямо перед собой резиновый круг (колечко). Затем погружается в воду и пытается вынырнуть таким образом, чтобы круг оказался надетым на его шее. Побеждает тот, у кого было больше удачных попыток надеть колечко.

Виноградный король

Участники делятся на команды. Один из участников команды (виноградный король) удерживает зубами гроздь винограда. Остальные (свита) должны ртом отрывать по одной виноградинке и помещать их в командную кружку (казну). Конкурс проводят на время. Побеждает команда, в казне которой окажется больше виноградин.

Посчитай урожай

В непрозрачный пакет кладется несколько небольших картофелин, огурцов, груш или яблок. Участнику конкурса предлагают присесть на пакет и, не касаясь его руками, правильно определить, сколько и каких именно плодов находится в пакете. Побеждает тот, кто смог угадать точное количество и вид урожая.

Воздушная атака

На веревку привязывают небольшой мячик. Участники конкурса находятся в воде и встают в круг. Ведущий стоит в центре, раскручивает мячик над головой и постепенно крутит его все ниже. Чтобы мяч не коснулся участников, им приходится опускаться под воду. Тот, кого коснулись мячом, становится следующим ведущим.

Мины

Один из участников конкурса ложится на песок и закрывает глаза. Другие в это время раскладывают рядом с ним в произвольном порядке камешки. Затем лежащий открывает глаза и пытается встать так, чтобы не задеть ни один из камешков-мин. Группа поддержки может подсказывать ему, какие движения лучше совершить. Побеждает самый аккуратный.

Пляжный пейнтбол

Участники конкурса делятся на команды. Все повязывают за спиной полотенце и берут в руки пластиковые бутылки с водой для обливания врагов. Задачи командам можно ставить разные. Например, добыть главное полотенце или взять в плен командира другой команды. При этом необходимо воевать так, чтобы собственное полотенце оставалось сухим. Побеждает та команда, которая осуществила главную задачу и чьи полотенца суше.

Компотный дегустатор

Заранее подготавливают несколько видов компота - вишневый, яблочный, малиновый или смешанный, то есть сваренный из нескольких видов плодов. Участникам завязывают глаза и предлагают по вкусу угадать, из каких ягод и фруктов сварен компот. Побеждает участник, точно определивший все ингредиенты напитка.

Призовое яблочко

На территории дачи заранее развешивают воздушные шарики, изображающие яблоки. В один из них помещают бумажку со словом «Приз», а в остальные - с пожеланиями удачи в поиске. Участники пытаются быстрее найти шарик с призовым талоном, а тот, кто его нашел - побеждает и получает в подарок корзину фруктов.

Кроме самого похода и прогулки на природе для детей не менее важное место занимают игры . Они помогают сплотить команды, снять напряжение в туристической группе, развеселить детей и просто здорово провести время.

Все игры в походе на природе для детей можно классифицировать по времени года или на активные и развивающие . Сегодня предлагаем вашему вниманию лучшие и зарекомендовавшие себя игры .

Зимние игры

Активная игра «Снежки»

К ним традиционно можно отнести «Снежки». Увлекательная игра с постройкой крепостей, и закладыванием запасов «бомб» станут увлекательным занятием для детей любого возраста.

В снежки можно играть командами и в одиночку. Мальчишкам эта игра нравиться больше всего. Они увлеченно не только готовятся к ней, выставляя засады и готовя «вражеские набеги», но и запасаясь львиной порцией снежных снарядов.

Девочки тоже не отстают и часто занимают либо роль партизанов и разведки, либо встают на оперативные пополнения запасов снежных снарядов.

Забег на санях

Командная игра (2-3 человека), в которой кто-то из них встает в «упряжку», кто-то садится в сани. Задача первым пройти трассу до финиша, не растеряв игроков команды.

Angry Birds

Зимой снаряды можно заменить на снежки. Принцип игры такой же как и в оригинальной версии игры: сбить минимальным количеством ударов целую конструкцию. Играть можно по очереди или командно, обсуждая и примеряя траекторию полета и создавая уникальный снежный снаряд (в него можно вставлять веточки, утяжелять его или, наоборот, делать снаряд минимальным в размере).

Летние игры

Летние варианты игр не менее интересны, чем зимние. Летом, да и осенью с учетом минимального количества одежды и возможности дополнительно использовать воду можно поиграть в огромное количество игр. Игры начальной или старшей школы становятся разнообразнее и веселее.

Западня для мишки

В этой игре требуется минимальная подготовка:

  • Мешок, набитый листьями и соломой;
  • Веревка, длины которой должно хватить для того, чтобы натянуть ее между деревьями;
  • Палочки по 20-30 см., которые предварительно собираете в лесу.

Приготовление к игре заключается в том, чтобы вы натянули веревку между деревьями, на веревку посередине повесили мешок, набитый листьями. Под мешок накидали палочки, штук 20.

Задача заключается в том, что ведущий отталкивает мешок рукой, а игрок должен за определенное время собрать из-под мешка максимальное количество палочек. Победа достается тому, у кого больше веток. Эту игру можно включить в общую эстафету для детей в походе на природе.

«Строитель лагеря»

В данной игре две команды собирают лагерь на скорость. Для этого им понадобятся: палатка, спальные мешки, тент, веревки, колышки, котелок.

Задача обустроить лагерь за 30 минут. Играют 4-10 человек. Если детей много, то задач по обустройству лагеря должно быть больше, пусть собирают дрова, принесут воды и готовят костровище еще, например.

Побеждает команда, которая за минимальное время построила максимально качественный лагерь.

«Спортивное ориентирование»

Классическая игра на все времена, способная обучить любого пользоваться компасом и картой. Единственное дополнение, вы можете усовершенствовать игру, путем оборудования «промежуточных точек» техническими новинками, таким образом поступающая информация от прохождения командами «точек» будет самой точной. Также можете добавить элементы квеста : на каждой точке выставлять дополнительное задание, прохождение которого будет говорить о том, что «высота взята» или «точка захвачена». Победителем становится команда, первая прибывшая к последнему заданию.

Песни для похода для детей

Какой же поход без песен . Они позволяют расслабиться всей команде вечером у костра, создают теплую и благоприятную обстановку . К классическим песням , сопровождающим уже ни одно поколение туристов относят:

  • Булат Окуджава «Перевал»;
  • Олег Митяев » Изгиб гитары желтой»;
  • Владимир Высоцкий «Скалолазка», «Песня о друге»;
  • Песни из фильма «Мэрри Поппинс»: «Ветер перемен», «Полгода плохая погода»;
  • Песни из мультфильма «Бременские музыканты»: «Луч солнца золотого», «Ничего на свете лучше нету».

Конкурсы для детей в походе

Кроме игр и песен детям конечно же будут интересны и всевозможные конкурсы . К ним обязательно нужно готовиться заранее. Как варианты вы можете сделать:

  • Конкурс загадок ;
  • Конкурс стихов . О времени года, например, в которое вы отправились дети эмоционально и наглядно рассказывают стихи. Они могут ходить по импровизированной сцене и показывать широту леса, красоту деревьев и так далее.
  • Конкурс сказок . Сказку каждый участник придумывает сам и рассказывает ее с импровизированной сцены.
  • Конкурс рисунков . Приготовьте заранее альбомы и краски с водой. Можете разделить на группы участников или каждый будет действовать за себя. Рисунок с натуры будет не только интересен, но и познавателен. Даже те, кто не очень хорошо держит кисть, будет подмечать в предметах неживой и живой природы удивительные нюансы.

Алевтина Дмитривна, учитель труда, стаж 18 лет

Если вы думаете, что дети со временем меняются, как педагог со стажем, могу однозначно сказать – нет. Ведь меняются не дети, а мир в котором они живут и наше отношения и ожидание от детей. Если вы будете смотреть на них и видеть в них только огрызающихся малышей, ничего не знающих о жизни – они и вырастут такими, а если вы будете относиться к ним как истинный учитель и друг, то они откроют вам свою душу и станут настоящими людьми!

Екатерина, дочь Арина (10 лет), сын Алексей (15 лет)

С самого первого года в саду я состою в родительских комитетах у детей. Сейчас нахожусь у дочери в комитете. Это совершенно осознанное решение. У меня нет педагогического образования, но я с удовольствием помогаю учителям и сопровождаю везде наших детей. В походах в театры, музеи, на выставки и на природу . Мы помогаем учителям устраивать конкурсы и проводить «Зарницы». Я вижу, как растут дети (мои и их друзья), я вижу, что подобные сближают и делают их жизнь ярче и комфортнее. Ведь переходный возраст никто не отменял, но если в это время у ребенка еще и не будет доброжелательной среды в школе, то этот период будет наиболее острым. Поэтому я всегда готова помогать и принимать самое непосредственное участие.

Итоги

О том, чем занять детей в походе написаны множество пособий и научных работ. Ваша задача сделать не только вылазкой на природу, но и интересным и увлекательным занятием, способным отвлечь детей от занудного заучивания уроков в школе. Такие походы должны стимулировать желание к изучению мира вокруг нас и отвлечению детей от гаджетов и компьютерных игр. Путем грамотной подготовки сценариев похода в лесу для детьми вы сможете добиться определенных успехов. Ваши дети будут с радостью и теплотой вспоминать эти прекрасные дни.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Привет всем! Игры в походе — самый банальный, самый простой и классный способ развлечься, отвлечься и просто поиграть с друзьями в прикольные игры. Сегодня собрал для вас самые прикольные и применимые игры, которые сам играл:). Что-то не играл, оказывается есть еще много чего прикольного, хотя вы и сами всё сможете прочитать.

Честно скажу, что у нас в походах часто предлагают поиграть во что-то, обычно это мафия или крокодил, иногда думаешь — блин, вы дети что-ли?! Многие взрослые, которым за 30, 40, 50 не охотно соглашаются на различные игры, им это кажется слишком детским, простым...

Но как только их втянешь в игру — всё, капец, не оттянешь:). Хотя на Сосновке обычно поиграть все любят, в любую игру, особенно, после бутылки выпитой. Недавно мы взяли веревку и играли самую просто «скакалку» — прыгали через веревку. Если вы думаете, что игры в походе это только для детей — вы ГЛУБОКО ошибаетесь! Как минимум вспомните детство и ближе познакомитесь с участниками похода 🙂

Вот игры, в которые можно поиграть:

«Поход»

Эта игра имеет свою изюминку. Причем является в какой-то степени одноразовой. Почему? Да потому что проводится специально для тех, кому еще не известен ее секрет. Как раз смысл игры и заключается в том, чтобы разгадать и понять этот секрет.
Все участвующие должны сесть в кружок. Кто-то из тех, кому известна тайна игры и будет выступать в роли ведущего. Ведущий должен сказать примерно следующее: «Я являюсь руководителем масштабной экспедиции в леса Африки. Мне нужна команда. Все вы являетесь претендентами на участие в моей экспедиции. Есть одно условие, присоединиться ко мне смогут только те, кто возьмет с собой в поход нужную вещь. »
Затем каждый участник по кругу произносит следующее: «Я возьму с собой в поход...» и называет вещь, которая, по его мнению, незаменима будет в данном путешествии, а руководитель решает взять его с собой или нет.
Теперь поясним в чем заключается секрет игры.
Если вещь, названная участником, начинается с той же буквы, что и его имя, то в поход его точно возьмут, а если с какой-либо другой буквы – то соответственно путь туда ему закрыт. Игра продолжается пока все не догадаются об этом секрете.
Ни к чему рассказывать и заранее раскрывать этот секрет. Исчезнет тайна игры, а интерес и вовсе угаснет. Похожих игр не очень много. Этим они и ценны.

«Тайный друг»

Это не совсем похоже на игру, но добавит в вашу группу позитива и сплоченности.
Перед самим походом следует на листочках бумаги написать имена всех участвующих в походе. Затем каждый человек по очереди тянет бумажку с именем. Человек, имя которого он увидит на листке и станет его тайным другом. Если получится так, что кто-либо вытянет свое имя, процедуру нужно будет повторить.
Итак, у каждого участника похода будет человек, о котором ему нужно будет заботиться. Однако каждый будет знать, что у него будет такой же тайный друг, который будет проявлять заботу по отношении к нему. Эта забота может проявляться в незначительной помощи своему тайному другу.

Можно делать приятные мелочи. (Например, подложить в рюкзак конфету, либо что-то красивое и запоминающееся), впринципе все зависит от вашей фантазии, все, что душе угодно, то и творите, главное это сделать человеку приятно. Условие игры в том, что все должно осуществляться в строжайшей тайне, дабы ни ваш тайный друг, ни вся группа с которой вы отправились в поход, ни о чем не догадались.
В конце вашего путешествия каждый должен высказать свои предположения о том, кто мог бы быть его тайным другом, ну а после секреты раскрываются.
Есть небольшая вариация игры. Тайных друзей можно заменить на тайных врагов. Однако в таком случае нужно заранее определить границы дозволенных неприятностей. Иначе эта игры может только испортить как настроение, так и отношения участвующих в походе.

Лучше всего играть возле костра 🙂 ИМХО

«Города»

Принцип игры известен каждому. Ведущий выбирает букву алфавита, и игроки по очереди называют какой-нибудь город, начинающийся с этой буквы, который можно поместить в трёхлитровую банку. Участник, который не сможет проявить смекалку и ничего не придумает — выбывает.

«Крокодил»

Участники распределяются на две команды. Первая команда загадывает слово, которое объявляется человеку из противоположной команды. И этот игрок должен только посредством жестов показать задуманное слово своей команде. Показывающий может уточнить часть речи. Однако сделать это он может только жестом. К примеру: прилагательное — волной), часть слова (приставку — показав жестом как она обозначается) и т.д.
Сложность игре можно придать, если загадывать не слова, а целые словосочетания или афоризмы, цитаты, строки песен.

«Слова»

Один из игроков должен загадать слово и назвать его первую букву. Остальные участники должны отгадывать слово, задавая вопросы: «это не …(определение слова)». Приведем пример. Представим что это слово на букву «Л». Вопрос можно поставить так: это не приспособление для потребления пищи? (ложка). Чем оригинальнее определение, тем сложнее будет найти ответ на эту загадку. Если загадавший слово не отвечает на вопрос, то он называет следующую букву слова.
Побеждает человек отгадавший слово целиком.

«МПС»

Вот и еще одна из одноразовых игр с секретом.
Выбирается человек. Он должен будет отгадать аббревиатуру «МПС». Этот человек имеет право задавать наводящие вопросы, на эти вопросы остальные участники должны отвечать либо да, либо нет либо не имеет значения.
Отгадка предельно проста: МПС расшифровывается как — мой правый сосед, поэтому каждый, отвечая на вопросы отгадывающего имеет в виду своего правого соседа. К примеру, на вопрос: «это девочка?» может последовать ответ и «да» и «нет», это зависит от того, человек какого пола сидит справа от отвечающего.

«Кто я?»

Участники должны сесть и образовать круг. Каждому будет выдана карточка с названием животного, участвующий должен знать какими «животными» являются остальные участники, однако он не должен знать, кем является сам. Затем участники по кругу начинают задавать вопросы, при помощи которых и смогут догадаться о том, что они за животные.

Отвечать на вопросы можно только либо «да» либо «нет». Если участник получает на свой вопрос положительный ответ, то он может задать дополнительный вопрос, если он получает отрицательный ответ, то вопрос задаёт следующий по кругу.
Вместо животных можно загадывать цветы, растения, продукты питания и прочее.

«Ассоциации»

Участники садятся, образуя круг. Кто-то из них должен сказать какое-либо слово на ухо своему соседу, тот должен незамедлительно сказать на ухо следующему первую ассоциацию с данным словом, второй – третьему и так по кругу пока слово не возвратится к тому, кто загадал слово. Если из безобидной «кошки» у вас получалась «поварешка» – считайте, что игра не прошла зря.

А какие вы еще знаете игры в походе? Если есть что сказать и посоветовать — пишите в комментариях, будет интересно почитать и подписывайтесь на мою , чтобы не пропустить новые интересные статью + курс « » будет весьма кстати!

На десерт : очень прикольная и веселая песня «Нано поход» от Уральских пельменей, рекомендую послушать:

Игры в автобусе:

1. Морячок

Салон автобуса разбивается на две команды. «Объявляется конкурс на лучший экипаж корабля. Для этого нам нужно знать много песен. Какая команда споёт их больше всего, та и будет победителем! Но главное, чтобы в песне были слова о море, моряках, морских кораблях». Эта игра очень вариативна и её условия зависят от вашего воображения. Это могут быть песни о Москве, могут быть песни, в которых встречаются цифры: «миллион, миллион, миллион алых роз»; «…девчонка из квартиры 45»; «…раз словечко, два словечко….»

Более сложным вариантом этой игры будет игра «Вопрос-ответ», где команда по очереди берёт вопрос из одной песни, а ответ - из другой.

«Что стоишь, качаясь?..»

«…Качает, качает волна морская».

Можно, чтобы одна команда в песенной форме задавала вопрос, а вторая опять же из текста песен выбирает ответ.

2. За окном

Вожатый называет любую букву алфавита, дети по очереди перечисляют предметы на эту букву, которые они видят за окном. Соревнуются два ряда. Вожатый поднятой рукой показывает, чья очередь отвечать. Если через секунд у он не получает ответ, то очко получает ряд, последним назвавший слово. Можно провести несколько туров игры.

3. Песенная перепевка

Соревнования между командой ребят, сидящей в первой половине автобуса и во второй. Вожатый называет любую букву алфавита, команды по очереди исполняют песни, начинающиеся с этой буквы. Если в течение 10 секунд команда не сможет спеть песню, очко получает команда, спевшая песню последней.

4. Передай фрукт

Разделите два ряда на две команды. Пустите по одному ряду апельсин, а по второму яблоко, какая команда быстрее вернёт фрукт, та и получает одно очко.

Дальше можно пустить более крупный предмет, можно пустить из одного ряда в другой, через последнее сидение, только засчитать очко тем, кто первый передаст чужой предмет. Интересно передавать маленькую спичку или горошинку, или передавать только левой рукой.

Так же можно передавать от одного человека, ко второму, по такому принципу: первый передаёт соседу, тот во второй ряд, далее во втором ряду ребёнок передаёт соседу и так далее.

Ещё вариант, вожатый идёт по салону от начала до конца, смысл в том, что предмет должен быть уже в конце, когда вожатый туда придёт. Вы можете идти медленно или наоборот бежать и за счёт этого ставить свои условия.

5. Ухо — нос

А теперь давайте возьмемся правой рукой за нос, а левой за правое ухо, попробуйте быстро хлопнуть в ладоши, а затем взяться левой рукой за нос, а правой за левое ухо. Попробуйте проделать это несколько раз подряд.

Подвижные игры на воздухе:

Для младшего возраста:

1. 12 палочек

Для этой игры нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на плоский камень или небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. Все играющие собираются около этих качелей. На нижний конец кладут 12 палочек, а по верхнему один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись. Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры. Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к качелям и вновь разбить палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся. Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Последний найденный игрок становится водящим.

2. Белки, орехи, шишки

Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя беличье гнездо. Между собой они договариваются, кто будет белкой, кто - орехом, кто -шишкой. Водящий один, гнезда у него нет. Есть в этой игре еще и ведущий, который произносит слова: белки, шишки, орехи. Если он сказал белки, то все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой. Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим. Если ведущий говорит: орехи, то местами меняются орехи и водящий, занявший место в гнезде, который становится орехом. Водящий и ведущий могут быть разными людьми, а может обе функции выполнять один человек. Ведущим может быть подана команда: белки-шишки-орехи, и тогда меняются местами сразу все.

3. Вороны и воробьи

На расстоянии 1-1,5 метра чертятся две параллельные линии. От них отмеряется еще 4-5 метров, и прочерчиваются еще по линии. Первые две линии - это линии старта, вторые - домики. Команды выстраиваются спиной друг к другу около первых линий, т.е. на расстоянии 1-1,5 метров. Команд две, одна из них называется воробьи, а вторая - вороны. Ведущий встает между командами и называет слова: воробьи или вороны. Если ведущий сказал: вороны, то вороны догоняют воробьев, которые пытаются убежать за вторую линию, т.е. спрятаться в домик. Все пойманные воробьи становятся воронами. Если ведущий говорит воробьи, то воробьи бегут и ловят ворон. Игра может продолжаться до тех пор, пока в одной команде не останется играющих. Или игра идёт определенное количество раз, и тогда побеждает команда, в которой больше играющих.

4. Курица и коршун

В цепочке первый — “курица-наседка”, остальные “цыплята”. Водящий — “коршун” старается унести последнего цыплёнка (осалить). Задача курицы и цыплят помешать этому. Когда коршун осалит последнего цыплёнка, он сам становится в конец цепочки, а курица становится коршуном.

5. Рыбачок

На земле чертится круг диаметром 1м —«остров». Водящий — «рыбачок» — стоит на «острове». Остальные игроки («рыбы») бегают вокруг острова и кричат: «Рыбачок, рыбачок! Поймай нас на крючок». После того как «рыбы» трижды повторят эту фразу, «рыбачок» выбегает с острова и ловит одну из «рыб». Игрок, которого поймали, становится новым «рыбачком», а прежний рыбачок становится «рыбой». В случае, когда «рыбачку» долго не удается никого поймать, он возвращается на свой «остров», и игра повторяется сначала.

Для подростков:

1. В кепке

Выбирается водящий. Задача водящего — осалить игрока в кепке. Однако остальные игроки постоянно передают кепку друг другу. Если игроку передали кепку, он должен остановиться и надеть ее. Бегать, держа кепку в руке, запрещается. Если водящему удалось осалить игрока в кепке, они меняются ролями. Так же меняются ролями водящий и игрок, уронивший кепку на землю или забывший надеть кепку на голову.

2. Выше ножки от земли

Из числа участников (например, с помощью считалки) выбирается водящий. После этого остальные игроки убегают от водящего, а он пытается кого-нибудь их них осалить. Однако водящий не имеет права салить игрока, ноги которого не касаются земли. Если водящему все же удалось осалить игрока, тот становится новым водящим.

Примеры и дополнительный материал. Для того чтобы ноги игрока не касались земли, он может повиснуть на турнике, встать на скамейку, лечь на землю и поднять ноги и т. д.

3. Мяч в кругу

Игроки образуют круг. Водящий с мячом в центре круга. Водящий пытается выбить (ногами) мяч из круга. А игроки мешают ему сделать это, отбивая мяч. Если водящему все же удается выбить мяч из круга, новым водящим становится игрок, пропустивший мяч, а прежний водящий занимает его место.

Рекомендации. Игроки в кругу должны стоять друг от друга на расстоянии не менее вытянутой руки. Для того чтобы однозначно определить, кто из игроков пропустил мяч, необходимо по возможности расчертить круг на зоны ответственности каждого игрока.

Для игры можно выбрать не одного, а двух-трех водящих. При этом игра может проводиться как с одним, так и с двумя мячами.

4. Водит каждый

Игроки должны запомнить два правила: 1. Каждый член команды является водящим. 2. Когда игрок осален, он застывает.

5. Арам-шим-шим

Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами и вытянутой вперед рукой. Все играющие бегут по кругу со словами: Арам-шим-шим, Арам-шим-шим, Арамия-Дульсия, Покажи-ка на меня. На последние слова круг останавливается, и играющие смотрят, на кого указывает рука водящего. Тот, на кого показал водящий, входит в круг и встает спина к спине с водящим. Все хором произносят: «Раз, два, три». На счет «три» стоящие в центре одновременно поворачивают голову. Если они повернули головы в одну сторону, то выполняют какое-то задание ребят - поют, танцуют, читают и т.д. После этого первый водящий уходит, а второй занимает его место. Если они повернули головы в разные стороны, то никакого задания им не дается, первый водящий уходит, а второй начинает игру с начала. Когда в эту игру играют более старшие ребята, они иногда вводят такое правило. Если в центре мальчик и девочка, и они повернули головы в одну сторону, то они должны поцеловаться. Если же в центре два мальчика или две девочки, то они пожимают друг другу руки.

Игры на прогулке:

1. Вокруг колонны

Группа детей идет по дороге, построившись в колонну по одному или парами. Водящий выходит из колонны и идет в стороне. По сигналу руководителя начинается игра: водящий подходит к кому-либо из ребят в колонне и дотрагивается до него, а затем обегает идущую колонну в любом направлении. Осаленный игрок бежит в противоположную сторону и тоже обегает колонну. Оба стремятся занять освободившееся место. Тот, кому это удастся, останется в строю. Опоздавший водит.

2. Глазомер

Во время прогулки руководитель останавливает группу на короткое время, указывает на дерево, дом или другой объект и предлагает угадать, сколько до него шагов. Для проверки ответов выбирают одного (самого рослого) из ребят, он направляется к дереву и считает шаги.

3ВРЕМЯ ГОДА. ЛЕТО.

Лето - это время года, которое наступает после весны.

Какую одежду, обувь и головные уборы носят летом? Что сейчас надето на тебе?

Как отдыхают летом? (купаются в речке, отдыхают на море, загорают...)

Что созревает в лесах, в полях, в садах, на огородах? (созревают ягоды и фрукты)

Какие ягоды и фрукты ты любишь больше всего?

Что происходит летом в жизни зверей и птиц? (птицы выводят птенцов, у зверей появляются детеныши)

Какая погода сейчас на улице?

4. Через ручеек.

В эту игру может играть один ребенок или несколько. Идя на прогулку, возьмите с собой мел.

Начертите на земле «ручеек» - две линии на расстоянии 20-25 см. Предложите ребенку перепрыгнуть с места через ручеек, отталкиваясь сразу двумя ногами. Скажите, что ручеек глубокий, поэтому обязательно надо постараться перепрыгнуть его. Постепенно увеличивайте расстояние между линиями до 40 см.

Когда ребенок научится перепрыгивать ручеек, можно начертить несколько ручейков, один шире другого. Пусть ребенок перепрыгивает сначала через узкий ручеек, затем пошире, и, в конце, через самый широкий

5. В горку и с горки.

Собравшись гурьбой, ребята по сигналу взрослого вбегают на горку (мелким шагом, наступая на переднюю часть стопы), а потом сбегают с нее размашистым широким шагом.

Игры в походе:

1. Дружок, одолжи дубок

Необходима полянка с деревьями по окружности. Участники игры - белки. Каждая стоит у своего дерева. У игрока, выполняющей роль водящего, дерева нет. Он ходит по полянке, выбирает дерево любой белки и говорит: «Дружок, одолжи дубок». После этого белка бежит вокруг полянки вправо, а ведущий - влево. Сделав круг, они оба стремятся занять освободившееся дерево. Тот, кто не успел, становится водящим

2. Корзинка

На веревке длиной 1 м к ветке дерева подвешивают корзинку и раскачивают.

Участники игры забрасывают в корзинку с расстояния 3-4 м разные плоды, собранные на прогулке: один участник шишки, другой желуди, третий каштаны и т. п. Бросают до тех пор, пока корзинка не перестанет качаться. Затем подсчитывают количество предметов.

Побеждает тот, кто забросил больше, пока корзинка качалась.

3. Беги - сядь - беги!

Когда дети гурьбой перебегают полянку, взрослый внезапно подает команду: «Сесть!», и все должны немедленно сесть. Потом взрослый восклицает: «Бежать!», дети быстро поднимаются и бегут дальше. Сигналы можно подавать не только через равные промежутки времени, но и быстро друг за другом, пока еще не все успели выполнить предыдущее задание

4. Луговое троеборье.

Дети должны выполнить следующие задания:

приняв старт из положения сидя, разбежаться и перепрыгнуть через невысокую кочку или канавку;

добежать до дуги (согнутый и воткнутый в землю обоими концами ивовый прут или два прута, поставленные накрест), подлезть под нее на четвереньках;

5. Лесные пятнашки.

Дети играют в пятнашки со следующими условиями: нельзя салить игрока, прижавшегося спиной к дереву; нельзя салить двоих играющих, если они взялись за руки и окружили дерево; нельзя салить тех, кто сумеет обхватить дерево руками или повиснуть на нем.

Крылова Елена Алексеевна

Учитель начальных классов, Специализированная школа 1 ступени № 9 г. Енакиево, Донецкая область

Крылова Е.А. Туристическая игра для младших школьников "Мы в походе" // Совушка. 2018. N3(13)..02.2020).

Заказ № 113178

Цель: создание условий для развития интереса к туризму.

Задачи:

Образовательные:

познакомить с основами отдыха в природных условиях; учить ориентироваться на местности; закрепить знания о пользе смены рода деятельности, о значении активного отдыха для здоровья.

Развивающие:

развивать силу, ловкость, выносливость; способствовать развитию памяти, наблюдательности, познавательного интереса; развивать культуру здорового образа жизни.

Воспитательные:

воспитывать потребность в здоровье как важной жизненной ценности; бережное отношение к окружающей среде; чувство ответственности, отзывчивости; способствовать сплочению коллектива.

Оборудование: 2 палатки, обручи, мячи, мешки для прыжков, полиэтиленовые мешки для мусора, одноразовые ложки (по количеству участников), теннисные шарики.

Действующие лица: ведущий (воспитатель), туристы, Леший.

Подготовительная работа:

Воспитатель объявляет о походе за несколько дней до начала мероприятия; раздаёт слова для выступления. Дети повторяют правила поведения на природе.

Чтобы поход запомнился, потребуется помощь родителей. Заранее продумывается маршрут, производится осмотр места игры, оговаривается меню, готовится спортивный инвентарь для конкурсов.

Ход мероприятия

Воспитатель

А ну-ка, дети, встаньте в ряд!

Готов к походу наш отряд?

Сегодня мы собрались с вами на спортивно-развлекательную игру и прямо сейчас отправляемся в путь.

Дети идут друг за другом под песню «А в Подмосковье водятся грибы» и приходят на поляну.

Задание 1. Собираемся в поход.

Команды по очереди отгадывают загадки.

1.Качается стрелка туда и сюда,

Укажет нам север и юг без труда. Компас

2. Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине.

А в поход пойдешь со мной -

Я повисну за спиной. Рюкзак

3. На что взглянет этот глаз -

Все картинке передаст. Фотоаппарат

4. В поход идут и дом берут,

В котором люди, не живут. Палатка

5. Он в походе очень нужен,

Он с кострами очень дружен.

Можно в нем уху сварить,

Чай душистый кипятить. Котелок

6. Отдельно - я не так вкусна,

Зато красива, солона,

И в пище — каждому нужна. Соль

7. Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. Хлеб

8. Море - мелко.

Берега - тарелка.

Посреди кипучих вод

В море тонет пароход.

Зачерпнул картошку-

Накормил Антошку.

Ура! Мель видна!

Море выпито до дна! Ложка

Вот мы и пришли на поляну.

Ребята, что может расти на поляне?

Дети отвечают.

Всели грибы можно собирать?

Учитель показывает картинки с грибами. Дети называют их.

Молодцы ребята, вы назвали все съедобные грибы. А какие грибы есть нельзя?

Дети отвечают.

Дети идут и приходят на поляну.

Что ещё может расти на поляне?

Дети отвечают.

- Учитель показывает картинки ягод (землянику, малину, чернику, голубику ).

После ведущий показывает ягоду и просит назвать ее, говорит о полезных свойствах, обсуждает названия.

- «Как вы думаете, почему землянику так назвали? А почему чернику, голубику? А есть еще в лесу те ягоды, которые есть нельзя, потому что они ядовитые. Ведущий показывает на картинке волчьи ягоды, ландыш.

Что ещё растёт на поляне?

Ребята, посмотрите сколько цветов, как красиво. Давайте наберем букет. Ведущий спрашивает у детей названия каждого цветка и сам называет. Ребята, а вы знаете, что не все цветы можно рвать, некоторые цветы очень редкие и они занесены в Красную книгу, да и вообще цветы лучше не рвать, а просто смотреть на них глазами и любоваться ими. Для этого турист и берёт фотоаппарат.

Давайте сделаем привал, то есть остановимся, разобьем палатку. Но для этого нам нужно найти подходящее место.

Ребята выходят на поляну, заваленную мусором. Дети, посмотрите, какой ужас, вся поляна в мусоре, это так некрасиво и неприятно. Эта поляна могла бы стать хорошим местом для привала. Давайте уберем весь мусор. Тот мусор, который можно сжечь - бумагу, мы будем убирать в розовую корзинку. Полиэтиленовые пакеты, фантики, пластиковые коробки, мы положим в зеленую корзинку и унесем с собой.

Ребята собирают мусор, а после ведущий проверяет, правильно ли они собрали.

Ну а теперь, когда на поляне чисто, самое время разбить палатку, развести костер. Скажите везде ли можно разводить костер? Правильно костер лучше разводить на старом кострище, обложить его камнями, чтобы огонь не разошелся и не загорелся весь лес, а еще за костром нужно постоянно следить и, уходя, полностью потушить его водой, поэтому лучше если по близости есть какой-нибудь водоем: озеро, пруд, река.

Для костра нужно собрать старые палки и ветки, в лесу их бывает много, наши палки для этого вполне подойдут. И конечно же не ломать для костра живые ветки с деревьев и кустов.

Дети ставят палатку, ломают палки, зажигают свечку в баночке, вешают котелок.

Ребята, а вы знаете, что раньше люди часто ходили в походы. Ночевали в лесу на полянах, любовались красотой природы и пели песни. А как вы думаете, - какой инструмент они брали с собой?

Дети отвечают.

Правильно гитару. Она легкая, ее всегда можно взять с собой.

Звучит песня «Изгиб гитары желтой». Вот такие песни пели и поют сейчас у костра. Ребята, эти песни называются бардовскими, потому что их часто сочиняли барды - авторы- исполнители.

Это те люди, которые сами сочиняли песни и пели их.

«А знаете, что раньше в древние временя парни и девушки тоже выходили в лес, разжигали костер, прыгали через костер и девушки плели венки пели песни. Вот такие были раньше забавы. А кто может назвать сказку, в которой юноши и девушки прыгали через костер и главная героиня прыгнув через костер превратилась в белое облачко.

Ой, ребята, послушайте, что это за звуки. Это поют птицы. Настал вечер, и запели птицы. Давайте послушаем какая это птица поет?» Звучат в записи голоса птиц, а дети пытаются угадать пение ласточки, соловья, трещетки, иволги.

В походе очень важно вкусно и разнообразно питаться. Кулинарные навыки отдельных туристов, иногда превращаются в увлечение, приятное и для себя и для товарищей по походам.

Задание 1. Туристическая кухня.

1. Какой способ используют туристы для того, чтобы испечь картошку с румяной и хрустящей корочкой? Вымытые и просушенные клубни закапывают в горячую золу. Менее известный способ: в большую жестяную банку или ведро насыпают чистый сухой песок, закрывают в него картошку и обкладывают его горячими углями; примерно через час картошка готова.

2. Как испечь в походе рыбу, используя деревянные или металлические пруты? Насадить рыбу на пруты и поместить над горящими углями костра.

3. Назовите растения, которые в лесу или на лугу можно есть сразу без кулинарной обработки. Щавель

4. Назовите, из каких растений в походе можно приготовить крепкий, ароматный чай? Иван-чай; листья брусники

Задание 2. Экологические задачи.

1. В лесу стеклянная бутылка вызвала пожар. Сколько деревьев погибнет от пожара через 2 часа, если за 10 мин сгорает до 9 деревьев.

Решение. 2 часа=120 мин. 120: 10 = 12 12 * 9=108 (деревьев)

Ответ: за 2 часа погибнет от пожара 108 деревьев.

(Запомните! Стекло, оставленное в лесу, может стать причиной пожара. Почему?)

2. В нашем Лежневском районе живёт около 81800 человек. Представим, что каждый двадцатый из них, побывав в соседнем лесу, бросит там пакетик из-под чипсов и пластиковую бутылку. Сколько всего пакетов и бутылок будет под каждым деревом, если в лесу 100 елей, 100 берёз, 100 осин и 100 клёнов.

Решение. 81800:20=4090 (мусора) 100+100+100+100=400 (деревьев)

4090:400=10 (шт.)

Ответ: под каждым деревом приблизительно 10 штук мусора.

3. Одна бабочка, в среднем, чтобы быть сытой, должна пробовать нектар семи цветков. Сколько бабочек останутся без обеда, если гуляя по лугу, мы сорвем для букета 56 цветков?

56:7=8 (бабочек)

Ответ: 8 бабочек останутся без обеда.

4. При правильном ведении лесного хозяйства после вырубки леса просеку полностью очищают от хвороста и остатков древесины. Срубленные стволы, временно на лето оставляемые в лесу, полагается очищать от коры. Какое значение для леса имеют эти правила?

Ответ: выполнение описанных правил предотвращает возникновение очагов насекомых-вредителей, которые в дальнейшем могут переселиться на живые деревья.

А сейчас проверим, как вы знаете растения нашего леса.

Задание 3. С какой ветки - детки?

Давайте найдем, с какой ветки эти детки.

У каждой команды есть плоды различных растений. Я буду поднимать вверх веточку любого растения со словами: "У кого детки с этой ветки?" У чьей команды есть плоды этого растения, поднимают руки. Так веточка найдет свой плод.

В походе предсказывать погоду можно по различным признакам. Сейчас проверим, умеете ли вы делать это?

Задание 4. Погода.

1. Воробьи купаются в пыли. Будет жарко.

2. Идет дождь, и в лужах пузыри. Дождь затяжной.

3. Комары, летающие тучами после захода солнца. К хорошей погоде.

4. Ласточки летают низко над землей. К дождю.

5. Обильная роса по утрам. К хорошей погоде.

6. Муравьи закрывают ходы в муравейнике. К дождю.

Молодцы! Уверенна, что плохая погода не застанет вас врасплох.

Туризм и природа - понятия неразделимые. Природа прекрасна - она сама делает жизнь тех, кто ее любит, кто умеет смотреть на нее добрыми глазами, прекраснее, ярче и богаче. Важно не только самому стать на защиту живой природы, важно убедить в этом своих товарищей, важно уметь сказать «нельзя», когда это необходимо.

Задание 5. Правила поведения в походе.

После произнесения мной фразы вы должны сказать соответствующее слово - «нельзя» или «нужно».

1. Разрушать памятники природы. Нельзя

2. Оберегать растения, любоваться красотой цветов в природе, ходить по тропинкам. Нужно

3. Оборудовать и очищать места отдыха. Нужно

4. Выкапывать растения. Нельзя

5. Загрязнять природную среду. Нельзя

6. Оберегать и подкармливать животных и птиц. Нужно

7. Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнезда. Нельзя

8. Сохранять и охранять памятники культуры и природы. Нужно

Земля - наш большой дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме - человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Испытания вы выдержали, а теперь проверим, сколько «километров» преодолела каждая команда. Членам команды - победительницы вручаются медали «Бывалому туристу», а второй команде, тоже успешно прошедшей путь, вручаются медали «Начинающему туристу».

Объявляются итоги конкурсов, вручаются медали и сладкие призы. Теперь вы настоящие туристы, счастливых вам дорог, ребята!

Задание 6. Знатоки

1. Почему сухие дрова горят лучше, чем сырые?

(В сырых дровах много воды, часть тепла уходит не на сгорание, а на испарение)

2. Как по камням, поросшим мхом узнать направление?

(Мох обычно покрывает северную часть камней)

3. В лесу вы увидели чудо: на дереве выросли грибы. Вернее, не выросли, а кто-то их посадил. Кто это мог сделать и зачем?

4. Как дятел держится на дереве?

(Два цепких пальца вверху и два - внизу)

5. Как спасается кузнечик, если его схватить за ногу?

(Нога отваливается, как у ящерицы хвост)

6. Как правильно собирать грибы и почему именно так?

(Срезать под самый корень, чтобы не повредить грибницу)

7. Чем отличается озеро от пруда?

(Озеро - естественный водоём, а пруд - искусственный)

8. Какое ядовитое растение носит название птичьего глаза?

(Вороний глаз)

9. Представьте, вы находитесь на природе, но у вас с собой нет часов. Как можно определить время?

(По солнцу, по длине тени, по цветам)

10. Почему в лесу так легко дышится?

(В нём чистый воздух, его очищают деревья)

11. Вопрос - шутка

Как далеко можно зайти в лес?

12. Вопрос - шутка

По каким полям не пройти, не проехать?

(По полям шляпы)

Эстафета «Кот в мешке»

Ведущий

Прыгают по травке резво воробьи,

Распустив на солнце пёрышки свои.

Прыгают сорока с галкой, кто быстрей, -

Мы возьмём мешочки, с ними веселей.

(Бег в мешках)

«Мяч в кольцо»

Ведущий

Ну, так что, друзья, слабо,

Угодить мячом в кольцо?

Это не баклуши бить,

Надо очень ловким быть.

Ты за мяч смелей берись,

Да смотри, не промахнись.

(Все участники команды поочерёдно бросают мяч в обруч с определённого расстояния. Побеждает команда, набравшая большее количество очков)

конкурс капитанов «Зоркий глаз»

Ведущий

Кроме знанья и уменья -

Значит, каждому из нас

Всем необходимо зренье!..

Нужна пара зорких глаз!

Орлова Н.

Ведущий указывает на определённое дерево и спрашивает:

Как вы думаете, сколько шагов до этого дерева? Капитаны отвечают. Чтобы проверить правильность ответа, идут, широко шагая и считая шаги. Выигрывает тот, чей ответ окажется более точным.

IX конкурс Эстафета «Переправа»

Ведущий

Закрутился обруч быстрый,

Круг за кругом замелькал.

Ну, погромче покричи

Через обруч проскочи.

(Все члены команды переправляются, прыгая через обруч)

(Дети убирают поляну и возвращаются в лагерь)