Меню

Что такое призвание? Что такое призвание человека и как его найти Что такое призвание

Тело

Сегодня замечательный день в Коломне, празднуется день города, была совершена Божественная литургия , и я получил замечательную возможность соприкоснуться с вашей жизнью, с жизнью Подмосковья, приняв участие в этом празднике. Может быть, самым ярким моментом является это собрание в чудном дворце прекрасных детей, где так легко и просто многим тысячам людей встретиться друг с другом, и как хорошо, что это наша с вами встреча имеет в центре своем такую важную тему, как духовное воспитание человека.

И я хотел бы сказать несколько слов о чем-то, что является жизненно важным для каждого человека. Я бы хотел сказать о призвании. Что такое призвание? Призвание – это внутреннее сосредоточение человека на определенной сфере деятельности, это внутренняя концентрация внимания и сил по отношению к избранному направлению жизни и деятельности. От призвания зависит во многом человеческое счастье. Если работаешь не по призванию, то работа становится скучной и тяжелой, об этом мудрый человек сказал: «Для того чтобы определить, работаешь ли ты по призванию, или трудишься не по призванию, попробуй оценить свое состояние после отпуска. Если с радостью идешь на работу – по призванию, а если с воспоминаниями об отпуске, с тяжелым чувством возвращения к какой-то неинтересной рутине, значит нет призвания».

Если человек работает по призванию – он счастлив, даже если и не всегда его работа достойным образом оплачивается, внутренний подъем радость от совершаемой работы компенсирует материальные недостатки. Для того чтобы быть счастливым человеком, нужно постараться построить свою жизнь так, чтобы работать, трудиться по призванию. Призвание формируется в детские годы, в юношеские годы, вот почему детство и юность являются, может быть, наиважнейшим этапом человеческой жизни. На детей взрослые всегда смотрят немного сверху вниз, потому что дети нуждаются в поддержке, в опеке, в образовании, и взрослый человек, конечно, мудрее, образованнее ребенка, но нужно помнить, что именно в детские годы и юношеские годы формируется то, что потом и будет определять счастье человека. В том числе в эти годы формируется и призвание, поэтому при всей видимой легкости, беззаботности детства и юности на самом деле это очень ответственный этап в жизни.

Призвание формируется под влиянием родителей, иногда даже склонность к тому или иному делу передается генетически, наследственно, но очень большое влияние на формирование призвания оказывает образование, потому что в школе учащиеся могут соприкоснуться с разными областями человеческого знания. Хорошая школа не только вводит ребенка в теоретическое знакомство с теми или иными областями знания, но и помогает соприкоснуться с ними практически. Вы сегодня слышали о замечательных лагерях, где дети трудятся. Конечно, не каждый станет каменщиком, строителем, но участие в труде во время летнего отдыха помогает человеку, маленькому, может быть, еще человеку, юному человеку, понять, что такое труд.

Формирование призвания не происходит автоматически, замечательная существует древняя мудрость, которая гласит: «Учение без размышления – это пустое занятие, но и размышление без учения опасное занятие». Ведь для того чтобы сформировалось призвание, нужно не просто запоминать тот материал, который вам преподают в школах, нужно размышлять, нужно постоянной работой ума сопровождать свое образование, восприятие информации. Творческая инициатива должна присутствовать, в том числе, и когда просто выучиваешь урок. И нужно попытаться осознать, понять преподаваемый материал, как-то через самого себя пропустить все то, что тебе дают. И в тот момент, когда сердце отдается, когда понимаешь: это – мое, тогда перестает быть скучным изучение этой дисциплины.

Хотел бы вспомнить еще замечательное высказывание Аввы Дорофея – был такой старец дивный, отец Церкви, он много писал, был очень образованным человеком, жил на рубеже VI-VII веков. Авва Дорофей не мог учиться, не давалась ему учеба, и не только потому, что так трудно усваивался материал, но и не хотелось учиться. Вспоминая годы учебы, он говорил, что для него прикосновение к книге было как прикосновение злого зверя. Он бежал от учебы и не хотел учиться, но в какой-то момент стал побуждать себя, заставлять себя, воспитывать свою волю. И потом в тех же самых воспоминаниях о своей учебе он говорит, что учение, книга стали для него всем. Он забывал про еду, про питие, про сон, настолько интересно было погружаться в этот мир науки.

В мир науки интересно погружаться тогда, когда ты чувствуешь призвание, и не только в мир теоретической науки. Потому что вообще вся человеческая деятельность – это Наука с большой буквы. Если вы почувствуете радостное веление сердца, соприкасаясь с той или иной сферой человеческой деятельности, остановитесь внимательно на этой деятельности, подумайте о ней еще и еще раз, пропустите ее через себя, чтобы обрести это призвание. Ну и, конечно, огромная роль – у педагога. Ведь учитель не только знает больше, чем ученики – он рассказывает урок, передает информацию. В конце концов ведь все то же самое можно просто и почитать, но не могут чтение книг или использование Интернета заменить реальный опыт общения с педагогом, потому что педагог, преподаватель, профессор в высшей школе – это не только человек, передающий некие знания. Это – путеводитель по науке, экскурсовод.

В одном из своих замечательных произведений отец Павел Флоренский, выдающийся наш ученый, энциклопедист, священник, писал о том, что означает быть преподавателем, профессором. Он связывал профессорский, преподавательский труд действительно с трудом экскурсовода, который ведет группу посетителей, например, по ботаническому саду. Он рассказывает о растениях, рассказывает о природе, но об одной травинке он говорит дольше, и говорит, так, что вдруг знания, которые он передает, становятся настолько притягательными, что люди останавливаются у этой же травинки и долго-долго всматриваются в нее.

Великое искусство педагога заключается в том, чтобы быть таким путеводителем по науке и по жизни, уметь правильно расставлять акценты, заинтересовывать детей, формировать образ . А какой образ? Может быть, покажется странным, но каждый педагог передает свой образ учащимся, и вот здесь, может быть, следует сказать о самом главном, о том, что существует сейчас некий кризис, кризис в отношениях между поколениями. Часто бывает, что молодые люди плохо понимают старших, в том числе и плохо понимают своих педагогов. Возникает некая разделительная линия между учащимся и педагогом, учителю не удается достучаться до сердца, не только до разума – до сердца учащихся. И происходит это не только потому, что, может быть, учащийся не достаточно внимательный и усердный (что, конечно, бывает), но очень часто это зависит от неспособности преодолеть это разделение самого педагога. Образ будет усвоен тогда, когда этот образ прекрасен, вот почему все у педагога должно быть прекрасно, включая внешность, одежду, манеру говорить, но, самое главное, должна быть внутренняя прекрасная жизнь у человека. В этом смысле каждый педагог должен быть подвижником, потому что от его внутреннего духовного и душевного состояния зависит успех его дела.

Я бы хотел сейчас сформулировать некое правило. Не может быть плохой человек хорошим педагогом. Точно так же, как священник.

Вот есть такие человеческие занятия – педагогика, воспитание, то же самое духовное просветительство… Священник тоже должен быть подвижником. Его внутренний мир – это есть некий способ передать, в том числе, и информацию. Разве будут слушать плохого священника, который живет не в соответствии с тем, что он проповедует? И точно так же не будут слушать и педагога, плохого человека, злого человека, у которого все не в порядке в личной жизни: плохая семья, плохие дети… Труд педагога прекрасен, но он требует внутренней аскезы, он требует некоего внутреннего подвига. И без этого подвига невозможно передать свой внутренний мир тем, кто с вниманием следит за каждым словом педагога.

Но, с другой стороны, не будет многое понято и принято, если сам учащийся, подобно Авве Дорофею, не начинает понуждать себя преодолевать лень, разгильдяйство, несобранность, если он тратит драгоценное время на пустые, ненужные вещи. В нашем мире очень много соблазнов. Я вспоминаю, как, заканчивая школу, готовился к экзамену. Это было весной, погода была прекрасная, окна были открыты, через окна до моего слуха долетала музыка одной очень популярной и милой песни, которую пели в то время, когда я был молодой. Я выглянул в окошко, увидел молодых людей, девушек, которые гуляли под звуки этой музыки, меня так потянуло на улицу, мне так захотелось быть там же: там весело, там красиво!

Но, открыв учебник, я подумал: а может быть, сейчас что-то самое главное в моей жизни решается, закрою окно, сяду за письменный стол и не пойду на улицу. И вот от такого поступка может зависеть вся дальнейшая жизнь. Я постоял у окна, помолчал, подумал, закрыл окно, даже занавески занавесил, хотя это было днем, стал готовиться к экзамену. Я вспоминаю этот случай из своей жизни, потому что знаю: вы проходите через те же самые соблазны. Но сегодня их еще больше, телевидение постоянно присутствует в нашей жизни, компьютеры, которые тоже могут и передавать информацию, и отвлекать от информации… И требуется тоже своего рода аскетизм, через который вы воспитываете свою волю, способность управлять своими мыслями и своими поступками. Способность убеждать себя является замечательной способностью человека. И вы именно здесь, в этой сфере своего личного бытия сдаете самый главный экзамен на вашу зрелость. От этого будет зависеть вся ваша будущая жизнь. И никакой самый замечательный педагог не способен будет передать вам знания, опыт, свой образ – этот прекрасный образ, – если у Вас не будет силы, способности ограничивать самих себя в удовольствии, развлечении – с тем, чтобы концентрировать внимание на учении.

Мне кажется, что вообще система образования – это удивительная система, которая работает по принципу двустороннего движения: от педагога к учащемуся, от учащегося к педагогу. Учитель учит ученика, а ученики помогают расти учителю. Дай Бог, чтобы в результате вашего пребывания в школах сформировалось ваше призвание. Чтобы то, чем вы будете заниматься в будущем, было для вас радостным занятием, чтобы вы, выходя из отпуска, с легким чувством и огромным интересом возвращались к своему труду. Речь идет не обязательно о престижном труде – любой труд может и должен давать человеку чувство удовлетворения. Так и происходит, если человек трудится по призванию.

И последнее, о чем я вам хотел бы сказать… Призвание предполагает, что кто-то призывает. Не то, что сам призываешься, а кто-то призывает. < …> Порой видишь, как другие трудятся в той области, в которой ты хотел бы трудиться, чаще всего после этого и происходит выбор профессии. Но есть у нас еще одно призвание, у каждого из нас, вне зависимости от того, какое профессиональное дело мы изберем.

Я сегодня начал об этом говорить в храме, потому что это связано с тем Евангелием, которое мы читали на Литургии. Многие из тех, кто постарше, узнают этот текст. Речь идет о притче, о притче, которая повествует о богатом человеке, о господине, который пригласил на брачный день своего сына друзей, послал своих слуг, чтобы разнесли приглашения. А те, кому это приглашение направлялось, отказались прийти на свадьбу, каждый был занят своим делом и не очень хотел идти на это веселье. Да больше того: взяли кого-то из них и побили, даже жизни лишили, обвиняя в том, что их от собственного дела отрывают. Тогда разгневался господин, и открыл двери этого брачного чертога, брачного пира для всех кто хочет придти (см. Мф. 22:1-14).

Смысл этой притчи в том, что под этим господином Господь подразумевал Бога. Господь всех нас призывает, в этом смысле у нас у каждого есть призвание быть с Ним. Одни это призвание чувствуют так сильно и ярко, что не могут уже ничем другим заниматься, как только прямо служить Богу: идут в семинарии, становятся священниками, идут в монастыри, через служение Богу формируют различные образы своего служения ближним. У других это призвание не так сильно определяет жизненный путь, но, тем не менее, имеет огромное значение для интеллектуального и нравственного формирования личности. Но есть люди, которые, подобно тем, кому было от Господа приглашение, отказываются его принять, не хотят, да не только не хотят – иногда и грубое слово могут сказать тем, кто пришел приглашать на Божий пир веры, а были случаи, что и убивали посланников.

Мир будет совсем иным, жизнь наша будет совсем иной, вокруг будет много добра, света и правды, если мы откликнемся на Божие призвание. Если мы свое профессиональное призвание соединим с одним общим для нас призванием – быть с Богом. И тогда в лучах Божией правды и в лучах Божией благодати, как в лучах солнца переливается драгоценные камень, засверкает всеми гранями наша жизнь. Потому что Бог – это свет, а без света никакой драгоценный камень не виден, никакая грань не играет, никакой красоты он не являет. <…> Бог есть свет, который озаряет нас Своей благодатью, и в свете этой благодати дивно просияют человеческие таланты, человеческие призвания, такие многообразные, такие различные, формирующие единую красоту Богом созданного мира.

Дай Бог, чтобы через эти уроки, которые вы сегодня получаете в школах Подмосковья, была явлена вам красота Божиего мира. Храни вас Господь.

Что такое призвание? Говоря математически, это сумма способностей и страсти. Выражаясь художественным языком — эфемерная субстанция, обозначающая то, чем вы являетесь в этом мире, только преобразованная в практическую цель. Призвание заставляет нас начинать свое утро в хорошем настроении. Призвание — это работа, от которой мы ловим кайф. По большому счету, призвание — это то, для чего мы существуем. Так давайте же прекратим завидовать людям, которые с горящими глазами рассказывают о своей работе, и сделаем все, чтобы пополнить список счастливчиков.

Чтобы найти свое призвание, нужно понять, чем нравится заниматься. Это может быть что угодно — вышивание крестиком, программирование, помощь соседскому ребенку с английским или рисование закорючек во время телефонного разговора. Главное — это должно приносить удовольствие. Задумайтесь, может, гениальный хакер или художник-комиксист, до этого скрывавшийся под личиной хранительницы семейного очага, только и ждал возможности проявить себя!

Очень важно понимать и принимать свои интересы. Никто не имеет права осуждать вас за пристрастие к разведению кузнечиков, посещение всех выставок современного искусства или коллекционирование свечей. Поэтому не боимся докапываться до истины и пробуем, вспоминаем, экспериментируем!

В детстве вы шили одежду куклам или домашнему питомцу? Смело беритесь за карандаш и пробуйте себя в роли дизайнера. Вас коробит, когда кто-то, стоящий перед вами в очереди, заказывает «экспрессо»? Побудьте неделю редактором текстов. Вы всегда мечтали устроить ярмарку хенд-мейд-украшений? Соберите все свои поделки, оформите их, сфотографируйте, создайте «каталог» и зовите покупателей — воплотите мечту в жизнь сейчас.

Не ищите оправданий вроде «я не знаю, как начать», «уже поздно что-то менять» или «я не смогу конкурировать с профессионалами в этой области». Если вы найдете свое призвание, все это станет неважным — или, точнее, померкнет перед вашими светящимися от радости глазами.

Однако часто мы не можем понять, в чем наше предназначение, задавая неправильные вопросы. Вы спрашиваете: «Какую роль мне следует исполнять, учитывая мои склонности и возможности?» или «Какой вид деятельности поможет мне реализовать себя как личность?». И, возможно, не находите ответ...

Исполнение социальной роли не должно быть приоритетным, ее — роль — нужно «подогнать» под жизненные цели. Поэтому правильнее будет задаваться такими вопросами: «Чего я хочу от жизни? Что надо для этого сделать? Каким образом я этого достигну?».

Не исключено, что самостоятельно может быть трудно определить свои сильные стороны. Для этого можно заручиться помощью, например, мужа или двоюродной сестры. А еще лучше справится полузабытая подруга юности — чтобы на 120 процентов обеспечить непредвзятость. Попросите помощников описать ваши умения, способности и черты характера. Возможно, результат вас удивит и натолкнет на новые идеи.

Достижение желаемого (при поиске призвания в том числе) может реализовываться через профессию, так что не стоит путать цель жизни с инструментом ее достижения. В то же время, профессия может вообще не иметь ничего общего с делом вашей жизни.

Например, однажды моя подруга-дизайнер призналась, что хотела бы быть массажистом. Помогала бы людям расслабиться, в разговорах с ними совершенствовала бы свои знания в психологии... Она не побоялась бросить ненавистную работу в офисе и пойти на курсы массажа. Через полгода, устроившись в салон красоты, чувствовала себя счастливейшим человеком на земле, занимаясь тем, к чему всегда имела склонность. Потеряв в зарплате, она нашла душевное спокойствие и глубокое удовлетворение от жизни, что, согласитесь, важнее.

Светлана Бадовская
Статья «Профессия «учитель»: по призванию или? …»

Профессия «Учитель » - «По призванию , или?.»

«Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них. Кто этого делать не хочет, тот отстает от своего времени».

Ян Райнис

Одна из самых сложных профессий в мире – учитель !

Наверное, не каждый способен стать учителем , ведь для этого не достаточно только получить высшее образование , а еще и необходимо обладать неподдельной тягой к профессии . Избравший путь педагога посвящает всего себя образованию, а иначе он не смог бы воспитать в своих учениках любовь к познанию.

На новом витке времени, когда скорость развития науки и техники определяет задачи образования, необходимо постоянно учиться всем : и Учителям , и Ученикам. И в первую очередь научиться плодотворно выстраивать межличностные отношения между собой.

Настоящий Учитель растет и развивается вместе с учениками, увлекая их в мир неизведанного. У каждого ребенка есть способности и таланты. И чтобы они открывались, необходимо владеть способами, методами, приемами ума, души и высокого Духа!

Учитель в современной школе ни единственный источник информации, с единственно правильной точкой зрения. Поэтому он принимает позицию человека в лице ученика, его личное мнение, его точку зрения, его позицию, которая отличается часто от других.

Любить детей «удобных» , которые никому не перечат, смирно сидят, получают хорошие оценки - много ума и сил не надо.

Надо учиться любить еще и тех , кто перечит, кто теряет интерес к учебе, кто не хочет идти в школу.

Эти прописные истины должны понимать педагоги школ и вузов, а также студенты, которые избрали эту благороднейшую и сложнейшую профессию .

Почему же зачастую слышишь от школьников : -Та, учитель какой-то новенький , молодой и злой. Кричит на нас, заставляет переделывать работу по сто раз, место рабочее за всеми убирать. Вот старый был добрый и на нас никогда не кричал, даже когда опаздывали…

Если обратиться к статистике качества образовательного процесса в ВУЗах за полтора десятка лет, то можно проследить тенденцию роста коммерческого образования и снижения бюджетного обеспечения Вузов государством. Каковы последствия таких тенденций. Возможно ли качественное преподавание в школах при условии «оплаченных» дипломов и слабой профессиональной подготовки .

Вот отзыв родительницы одной из школ города по поводу профессионализма учителя : - Да, господи, что с нее возьмешь? За деньги заочно окончила институт, ни одной книжки не прочла, а моему ребенку тройки ставит…

Что же мы имеем на сегодняшний день?

Безусловно, низкий уровень профессиональной подготовки молодых специалистов обусловлен увеличением объема коммерческого обучения студентов! Отсюда низкий уровень конкуренции поступающих в Вуз студентов. Берут всех подряд с тем, что когда нужно будет действительно учиться , многие «отсеются» . Но глобального «отсева» не происходит, так как во многих ВУЗах налажена система покупки оценок. Ежегодно выпуск за выпуском, появляется огромное множество так называемых специалистов, в том числе и учителей , но в школу приходят единицы, да и то без необходимых знаний, таланта и желания. Будущие студенты ВУЗов заранее сориентированы на волну коммерческих отношений педагога и студента.

Придя в школу, молодой педагог попадает в мир неизведанных отношений учителя-ученика , учителя- учителя , учителя-завуча и директора , учителя-государства . Множество советов и рекомендаций со стороны старших коллег и администрации, первые неудачи и отчаяния. Как в потоке событий и информационного бума выстроить свою педагогическую судьбу, определиться в манере общения с учениками и коллегами, правильно сориентироваться в процессе создания своего педагогического кредо?

На многие вопросы предстоит ответить, прежде всего, самому.

Каким образом, спросите вы?

В. Г. Белинский говорил : «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса» . Слова эти сказаны очень давно. А мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе , об учителе , который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Сама жизнь заставляет нас активно использовать информационные компьютерные технологии (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе.

Мозг ребёнка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспринимает предложенную учителем информацию с помощью ИКТ. Следовательно, учителю необходимо владеть не только современными методиками, но и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком и непрерывно развивающимися компьютерными технологиями. Перед учителем стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения.

Ученик XXI века, пришедший в школу из современного мира, ориентированного в основном на материальные ценности, погружается в совершенно иной мир – мир с преобладающими духовными ориентирами. Одни ребята выражают яростный протест, другие подстраиваются под требования школы.

Учителю необходимо проявлять максимум терпения и понимания, постоянно повышать собственный уровень образования и так организовывать учебный процесс, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно.

Сложно быть таким, если в ВУЗе тебя не научили мыслить, искать, учиться !

Есть ли выход из сложившейся ситуации? Готово ли государство признать несостоятельность преобладания коммерческого образования и наметить пути решения проблемы? Очень сложно ответить на этот вопрос.

Но ответить на вопрос : «Что же учитель – это призвание или специальность по диплому?», я все же попытаюсь.

Попробуем разобраться, необходимо ли призвание в выбираемой профессии или достаточно отметки в дипломе о специализации.

И что же такое призвание ?

Склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-нибудь профессии , при обладании или при убеждении, что обладаешь нужными для того способностями, есть призвание . Можно чувствовать призвание к науке , призвание к музыке и следовать своему призванию .

В любой профессии очень важно , чтобы человек любил свою работу и получал от нее духовное удовлетворение.

Работая в дошкольном образовательном учреждении музыкальным руководителем, я познакомилась с очень интересным человеком и хорошим воспитателем Шульгой Людмилой Петровной. Людмила Петровна с раннего детства мечтала стать воспитателем и всю свою сознательную жизнь посвятила воспитанию детей в детском дошкольном учреждении. Многие десятки благодарных воспитанников с теплотой и нежностью вспоминают годы, проведенные рядом с Людмилой Петровной. Чем же так запала в сердца своих воспитанников эта необыкновенная женщина и воспитатель.

Чтобы это понять, нужно как можно дольше находиться рядом, и иметь возможность наблюдать за непрерывным педагогическим процессом, который построен на вдохновленном творчестве. Это и необыкновенные занятия, совместные с родителями творческие проекты и исследования, волшебные сценарии сказок и шоу-постановки, кукольные спектакли перед сном. И, конечно же, как итог - великолепные знания обучающихся детей-счастливцев, которые ежедневно посещают группу №9 под незатейливым название «Ракета» .

Да, это именно тот случай, когда говорят : «Работает по призванию .

Но почему так говорят о редких педагогах? В чем секрет и магия настоящего и талантливого учителя ?

Может быть, в его внешнем виде, или в богатом арсенале знаний. Или может быть попал он в нужное время в нужное место и ему везет?

Как разобраться? В чем залог того, что ты состоишься как учитель ?

Может, хорошо знать свой предмет? Умело использовать дидактические и методические наработки? Любить детей?

А может нужно уметь грамотно и эффективно общаться?

Есть ли что-то более важное и что-то менее важное из выше перечисленного в профессии учителя ? Многие и многие учителя хорошо знают свой предмет, умеют использовать методику преподавания предмета, любят детей, но не испытывают удовлетворения от выполняемой работы. Часто приходиться слышать, что причины этой неудовлетворенности в низкой заработной плате учителя . Трудно не согласиться. Но давайте представим, что ситуация меняется магическим образом и мы с вами получаем достойную заработную плату, разве не исчезнут из нашей школьной жизни все мучающие нас проблемы? Можно ли говорить о том, что в количестве получаемых нами денег содержится секрет профессионального мастерства ?

Образовательный процесс в школе представляет собой сложную систему педагогического взаимодействия. Педагогическая аксиома гласит : можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками , результатов образования не будет.

Учитель – представитель профессии , которая относится к системе "человек-человек”, и поэтому, что бы он ни делал, выполняя свои профессиональные обязанности , ему приходиться взаимодействовать, общаться с другими людьми. Чем эффективнее учитель умеет это взаимодействие организовать, тем большее удовольствие он получает от результатов и самого процесса труда. Переход к личностно ориентированному обучению, основанному на уважении личности ребенка, знании его особенностей и построении обучения с учетом особенностей и потребностей каждого, требует изменения стиля взаимоотношений педагога с учащимися. Взаимоотношения также важны, как и правила организации урока. Овладеть правилами взаимоотношений можно только в практической деятельности, необходимо чаще анализировать поступки, проводить саморефлексию педагогической деятельности, и тогда постепенно будет формироваться и развиваться то, что называют в педагогике сотрудничеством, активным типом взаимодействия.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель , чем старательнее он проводит анализ своей педагогической деятельности, тем больше эффект от его работы. Ведь ни один самый современный компьютер и самый быстрый интернет не обеспечит учителю главное – способность творить, учиться , работать над собой, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. Тогда-то, наверняка, через много лет о таком учителе скажут : «Учитель от Бога ! Как нам повезло!»

Призвание - любимое и общественно ценимое дело, в котором человек профессионал. Призвание - то, к чему человек призван. Это склонность и внутреннее влечение к какому-нибудь делу или профессии, обоснованные наличием необходимых для дела способностями.

Работа и призвание

Если у вас мало ресурсов, у вас будет только работа. Право на призвание надо заработать. Это не для всех, это - дорого.

Что нужно иметь или уметь, чтобы найти призвание

  • Хорошо развитые универсальные навыки: база для профессионализма - целеполагания, планирования, поддержания бодрости и высокой энергетики, позитивное мировосприятие, легкая обучаемость и т.д.
  • Бодрое, живое и собранное тело.

Если человек вял, глаза сонные, мертвые, жесты опущенные вниз, то всякое призвание для него пока закрыто. Такое тело блокирует любое призвание. Призвание – это душа, но если у человека неправильное тело, душа будет телом блокироваться .

  • Богатые желания: хочу много!

Живой и бодрый человек имеет энергичные, развитые желания. Он много хочет, ему есть ради чего просыпаться каждый день и он не просто отрабатывает то, что ждут от него другие, он делает то, что хочет сам. Он - хочет. Он - смеет хотеть. А много ли, сильно ли хотите вы?

  • Умение и привычка свои способности доводить до уровня «Отлично», до уровня мастерства.

Обращение: «Я не знаю, каким делом в жизни мне заниматься. Меня ни к чему не тянет…» - достаточно типовое. Со временем я открыл удивительную закономерность: как правило, с этим подходят люди, которые мало что умеют делать хорошо .

  • Заботливость, фокус внимания на людях - призвание это дело, которое нужно многим, в котором есть смысл. Когда вам дорого ваше призвание, вы что-то делаете не только потому, что это вам лично интересно, а заботитесь о том, что нужно людям.

Когда Шерлок Холмс играет на своей любимой скрипке, он занимается своим любимым делом . Но пока он играет только для себя, это его хобби, но не призвание.

Педагогика призвания

У детей (в том числе и взрослых-детей) призвание нужно развивать со стороны «Хочу!». Чтобы убедиться, что жизненно перспективное дело, это твое (или близкого человека) призвание, стоит позаботиться о следующих моментах:

  1. Легкое начало (смотри Позитивная самомотивация)
  2. Наличие жизненных перспектив
  3. Авторитетные отзывы авторитетных людей
  4. Якорение. Смотри «Есть такая профессия - родину защищать!» Для формирования интереса к поиску призвания слова авторитетного старшего товарища завершаются видом Возвышенных Гор на фоне Возвышенной Музыки) - устраивается якорение касанием кисти руки (обратите внимание!), возвышенными картинками и возвышенной музыкой. Механизм аналогичен работе Ключей счастья
  5. Отсутствие хороших альтернативных выборов. Если у тебя все получается легко, о разных твоих увлечениях авторитетно отзываются разные авторитетные люди, и про все показываются возвышенные картинки - сознание человека смущается, выбор становится труден. Если же выбор один, он становится очевиден.
  • Взрослым и заботливым людям нужно говорить о Смысле, о нужности этого дела людям, а о своем Хочу он сам позаботится. Такому человеку достаточно на словах объяснить или дать ему самому найти такую форму его дела, которая будет наиболее полезна и значима для людей. Бизнесмен - строй бизнес по принципу сотрудничества, позаботься о том, чтобы поле твоего влияние было широкое. Дизайнер - сделай компанию, которая будет работать качественно, дай работу многим людям. Руководитель - построй команду, в которой людям нравится работать, воспитывай сотрудников рядом, чтобы и они учились быть руководителями. Мама - вырасти качественных, отзывчивых детей, которые многое сделают. И так далее.
  • Если человек многое хочет, но мало умеет - чтобы найти ему призвание вначале нужно обучить его. Для начала и первому, чему таких людей нужно учить - это учиться. Легкая обучаемость - это тоже навык. Соглашаться на новое, пробовать новое, включать голову, думать, ставить цели, достигать цели, планировать время и жизнь и так далее. Когда эти навыки будут развитыми - можно запускать «Хочу!» и искать призвание.

Взрослый, состоявшийся человек знает и верит, что в мире много красивых и нужных дел, которыми он может заниматься с удовольствием и со смыслом, особенно если станет в них - мастером. Тот, кто умеет радоваться жизни и умеет любить (вы - умеете?), не опускается до тоски. Он весело учится, с интересом знакомится с жизнью и своими особенностями (талантами), много и с удовольствием работает, ставя все более значительные и более трудные цели. Стань большим человеком, работай творчески - и скучно тебе в жизни не будет никогда. Да?

Нередко можно услышать фразу: «Счастлив тот, кто нашел свое призвание!». С этим позитивным утверждением сложно поспорить, но не все понимают его правильно. Что такое призвание - это дело жизни или совокупность талантов?

Определение термина

Если обратиться к толковым словарям, значение слова «призвание» расшифровывается как способность или склонность к какому-то определенному виду деятельности. Нередко этот же термин используется для обозначения дела жизни, не являющегося основной профессией. В психологии призвание - это сочетание способности и желания заниматься чем-либо. Данное определение может быть использовано для обозначения того, что приносит человеку радость и удовлетворение. При этом приобретение новых навыков в рамках призвания обычно не вызывает трудностей и происходит естественным путем. Зачастую этот термин связывают так же с вдохновением и наличием внутренней мотивации к какому-то виду деятельности.

Почему полезно найти свое призвание?

Вести достойный образ жизни в современном мире без денег практически невозможно. А это значит, что работа занимает значительное место в жизни каждого человека. При этом настоящее удовольствие от своей профессиональной деятельности получают далеко не все наши современники. А ведь это истинное счастье и гарантия жизненного успеха - получение положительных эмоций от собственной работы. Выбранная профессия должна приносить не только стабильный доход, но и моральное удовлетворение. При этом оценивать следует не перспективы карьерного роста или творческую составляющую рабочего процесса, а непосредственно личное отношение человека к конкретному виду деятельности. Что такое призвание? Это работа в радость. Испытывая удовольствие от выбранной профессии, совсем несложно быть счастливым человеком.

Вспомните, кем вы хотели стать в детстве…

Работать по призванию - это истинное счастье, но как найти свое место в жизни? Прежде всего, стоит постараться разобраться в собственных чувствах и эмоциях. Действительно ли вам не нравится именно профессия? Зачастую работа не приносит радости из-за специфики организации рабочего процесса в конкретной компании. Кардинальная смена профессии и/или сферы деятельности в зрелом возрасте - это ответственный шаг. Если вы готовы его сделать, самое время подумать о том, как найти свое призвание. Постарайтесь вспомнить, что вам нравилось в детстве. В раннем возрасте многие дети выбирают профессии, следуя примеру родителей или прочих авторитетных взрослых. Серьезно относиться к своей детсадовской мечте «стать актрисой или космонавтом» необязательно. А вот если в школе вам больше всего нравились точные науки, и вы мечтали быть инженером, а стали экономистом - вспомнить эту мечту полезно. Запишите одним списком все занятия и научные дисциплины, которые в наибольшей мере интересовали вас в детстве. Внимательно изучив получившийся перечень, можно выделить несколько наиболее привлекательных для себя профессий.

Задавайте себе правильные вопросы

Каждому из нас нравится заниматься тем, что получается без чрезмерных усилий. Понять, в чем призвание заключается непосредственно для вас, можно, пристально рассмотрев природные таланты. Под этим словом чаще понимают какие-то творческие способности. Но на самом деле талантом так же может являться природная грамотность, умение быстро считать в уме, развитое логическое мышление. Значение слова "призвание" нередко истолковывают и как «занятие, которое больше всего нравится человеку». Так почему бы не посвятить некоторое время исследованию собственной личности? Постарайтесь понять свои сильные и слабые стороны. Призвание - это страсть человека, то занятие, во время которого его душа по-настоящему радуется и раскрывается. Найти свое место в жизни можно, определив самые важные для себя вещи. Какие жизненные достижения имеют значения лично для вас? Чего вам хотелось бы добиться больше всего? Ответы на эти вопросы могут помочь в поиске личного жизненного пути.

Формула поиска

Некоторые специалисты по личностному развитию предлагают своим клиентам использовать универсальную формулу поиска призвания. На самом деле вычислить род деятельности, в которой вы имеете все шансы достичь успеха, совсем несложно. Секрет в том, что призвание каждого из нас находится на стыке его талантов и страсти. Искать «свое» дело следует среди тех видов деятельности, к которым имеются видимые способности. Важно так же, чтобы выбранное занятие приносило безусловное удовольствие. Если вам сложно самостоятельно рационально оценить собственные таланты, прислушайтесь к мнению окружающих. Спросите близких друзей и родственников, в каких сферах, по их мнению, вы можете считаться максимально эффективным человеком. Будьте готовы к тому, что ответы могут вас поразить. Но пристально рассмотреть имеет смысл все озвученные варианты.

Метод проб и ошибок работает!

Как найти свое призвание, если вы выявили собственные таланты и склонности? Самое время понять, как все это может помочь самореализоваться в профессиональной среде. Выделив одну или несколько наиболее интересных для себя специальностей, самое время попробовать собственные силы. Если вам не хватает опыта или квалификации для трудоустройства на работу своей мечты, можно попробовать устроиться на приближенную вакансию с менее жесткими требованиями. Параллельно можно пройти курсы повышения квалификации или интенсивно заняться саморазвитием. Сложно однозначно сформулировать ответ на вопрос: «Что такое призвание?». Но как только вы найдете свое «дело жизни», вы обязательно испытаете особые чувства. Если же при работе в рамках подобранной по формуле призвания специальности никаких особых эмоций вы не испытываете, имеет смысл попробовать все изменить еще раз. Не стоит бояться перемен, бойтесь прожить жизнь в окружении того, что не приносит радости.

Все ли призвания должны быть реализованы?

Действительно ли у каждого из нас только одно призвание и жизненный путь? Психологи и специалисты по личностному развитию сходятся во мнении, что каждый человек имеет несколько талантов, многие из которых так и остаются нераскрытыми. Так что же есть истинное призвание? Это занятие, которое приносит полноценное удовлетворение и не заставляет сомневаться в правильности выбранного жизненного пути. При этом один человек может испытывать интерес и иметь склонность сразу к нескольким видам деятельности. Речь идет о счастливых людях, работающих на любимой работе и успевающих уделять немало времени собственному хобби. Призванием может быть так же воспитание детей или благотворительность. Непроста ситуация, когда человек имеет ряд талантов, сложно сочетающихся друг с другом. Это тот случай, когда необходимо взвесить все плюсы и минусы и сделать выбор в пользу чего-то одного. Зная, что такое призвание человека, - совсем несложно найти главное дело в собственной жизни.